При словах «ядерный реактор» каждый из нас представляет огромные бетонные сооружения с кучей вспомогательных построек, занимающих огромные площади. Тем не менее, проекты мобильных АЭС существовали и даже действовали. Мало того, разработки таких реакторов ведутся и сейчас.
СССР
Первой мобильной АЭС была ТЭС-3, разработанная советскими конструкторами еще в 50-х годах. Компактной ее можно было считать условно. Реактор и его вспомогательная инфраструктура размещались на четырех танковых шасси.
Станция работала на пятерку и вполне могла обеспечить электроэнергией и теплом приличных размеров поселок. Но, к сожалению, конструкция имела огромный вес и габариты. О передвижении по дорогам общего пользования и речи не шло. В результате проект был свернут.
Продолжение концепция передвижной ядерной станции получила в 80-х годах, когда опять-таки советские разработчики предложили в серийное производство АЭС «Памир-630Д» с электрической мощностью в 630 кВт. В этой версии реактора теплоносителем выступала не вода, как в ТЭС-3, а «Нитрин» - соединение на основе тетраоксида диазота. Именно замена теплоносителя позволила уменьшить габариты станции, которая смогла уместиться на двух тралах, в качестве тягача для которых использовался специально доработанный белорусский «МАЗ-7960».
Такая АЭС уже могла передвигаться по дорогам общего назначения и при необходимости по относительному бездорожью. Конструкция работала прекрасно, но имела одно веское «НО». Мало того, что она несла в себе более 20 килограммов радиоактивного топлива, так еще и Нитрин оказался исключительно токсичным.
Важно! Есть утверждения, что во время разработки и испытаний один из конструкторов отравился теплоносителем насмерть.
Проект развивали до 1986 года и закрыли после аварии на Чернобыльской АЭС. С тех пор СССР, а позже Россия к подобным проектам не возвращалась.
США
В США мобильными проектами АЭС тоже занимались. В начале 60-х на свет появилась ML-1 Mobile Power System. Тут американцы как всегда в своем репертуаре. Чтобы уменьшить габариты конструкции они пошли на огромный риск и в качестве теплоносителя использовали газообразный азот. ML-1 действительно получилась достаточно компактной. Размещалась она в четырех контейнерах и могла перевозиться по воздуху на С-130.
Важно! По задумке американских конструкторов в случае утечки азота запасы его можно было легко пополнить из окружающего воздуха.
Но газовое охлаждение горячей зоны требовал технологий, которые на то время еще не существовали. Перегретый газ хлестал из контура охлаждения во все щели в буквальном смысле этого слова, прихватывая с собой радиоактивные частицы. Как этот «газовый гигант» не превратился в сверхновую – неизвестно. В общем, революции у американцев не получилось, проект закрыли.
Продолжение история мобильной АЭС получила в 2022 году. Именно тогда стартовал проект Pele. Его цель — создание компактной мобильной атомной электростанции IV поколения мощностью 1-5 МВт.
В качестве теплоносителя снова было выбрано газовое охлаждение – благо, необходимые технологии и методы герметизации мир уже имеет. Какой именно газ пока неизвестно. Топливо – таблетки Triso. Точнее шарики диоксида урана диаметром 0.5 мм с многослойным покрытием из пирографита и карбида кремния.
Главным разработчиком «карманной»АЭС является компания BWX Technologies, бюджет, выделенный на проект – 300 млн. долларов. Готовое изделие по задумке разработчиков будет представлено к 2024 году.
Важно! США планирует использовать Pele в Арктике, а это явно сигнализирует, что американцы намерены создать России весомую конкуренцию за контроль над Северным морским путем.
Вот такие дела с карманными атомными электростанциями. Оказывается, они существуют или точнее, возможно будут существовать.