«Тот, кто хочет понять символ, всегда идет на риск». (О.Уайльд)
Рене, 1917
Сюжет:
Преступник Шамполион попадает в небольшую провинциальную тюрьму, смотрителем которой является Масперо с 20-летней дочерью Рене.
Наивный и добрый старик просит Шамполиона не убегать из тюрьмы, иначе его уволят и тогда ему с дочерью буквально грозит голод. Однако юная Рене влюбляется в Шамполиона и тайком освобождает преступника из тюрьмы. Рене сама загорелась мечтой бежать вместе с Шамполионом из тюрьмы, в которой родилась и выросла.
Оказавшись на свободе, мужчина отталкивает девушку, и убегает один.
Через два года после этого события Шамполион знакомится со вдовой Полиной Турнейль и влюбляется в нее - первый раз в жизни.
Наедине, оставив свою спящую подругу в постели, безмятежный Шамполион предается созерцанию стаи голубей и в это время звенит телефон. Герой получает сведения, что опять надо бежать, спасаться от погони. Шамполион бежит вместе с Полиной. На железной дороге, как раз возле местечка, где он сидел в тюрьме, надзирателем которой был старик Масперо, его ловят и он снова попадает в этот застенок. На этот раз все готово для казни.
Перед смертью Шамполиона навещает Полина — оказывается, это та сама Рене, которой пришлось со времени побега героя пережить смерть отца, публичный дом, меркантильное замужество за стариком Турнейлем.
На этот раз Рене заплатила кучу денег, чтобы подкупить и подстроить эту поимку. Шамполион готовится принять смерть.
И в тот же момент, когда часы отбивают положенное для этого время, Рене принимает яд.
Новый вариант истории троих: отца, дочери и ее избранника.
И новый гриновский вариант пушкинского сюжета (первый — повесть «Колония Ланфиер», 1910 года, см. Анализ 36): мужчина встречает на своем пути преданную, влюбленную в него, готовую спасти и спасающую его от тоски девушку, пренебрегает ею и терпит после этого бедствие, жизненный крах. В данном рассказе сюжет «Евгения Онегина» выведен еще более последовательно: в нем есть вторая часть, в котором спустя некоторое время происходит встреча двоих героев, когда девушка превращается в женщину, которая практически сводит героя с ума от любви к ней и которая осуществляет свою своеобразную месть за это недозволенное пренебрежение, влияющее на судьбу и жизнь.
В другом рассказе Грина - «Сто верст по реке» - за точно такое же преступление (героиня бежит одна, оставив мужчину) наказывается резким моральным осуждением героя героиня — коварная Темеза.
Женский образ. Снова у героини нет матери (в рассказе она умирает при родах). И отец — единственный близкий родственник, с которым остается девочка — гриновская героиня.
Другими ее воспитателями так же являются мужчины (арестанты): бывший учитель и поэт, застреливший любовника жены и привившей 15-летней девочке интерес к романтической тюремной истории.
На этот раз Рене прощается с отцом, уходит от него (образ убегающей, покидающей отца и место, где она родилась, Фрези Грант из романа «Бегущая по волнам»).
В первой части рассказа это юная девушка, во второй — женщина, одновременно и карающая и материнским жестом прижимающая к своей груди голову героя.
Тюрьма. И опять тюрьма — как метафора жизни.
«Постоянные разговоры отца и его гостей о жизни тюрьмы, суде, бегствах и наказаниях, в связи с упорной мечтательностью, приучили ее представлять жизнь общим жестоким пленом, разрушить который дано только героям».
Именно такого героя Рене находит в лица Шамполиона. Рене привлекает независимость героя от тюрьмы, от тюремного сознания. То, как ему удается попирать ее своим поведением, поступками. Все в его облике было «нечто свободное, разрушающее тюрьму». Она сама стремится к такому же. Ищет освобождения.
«Шамполион властно занял пустое место ее сознания… Она мало думала об его убийствах. ...Его преступный авантюризм слишком поражал внимание для того, чтобы укладываться в какие-либо позорящие определения».
«Таких может изменить только любовь», - подумала девушка. Шамполион поразил ее воображение; его жизнь, способности и присутствие не далее сорока футов от обеденного стола казались ей чудом яркой могущественности среди мелкой вынужденной планомерности повседневной жизни».
Мечта о побеге от обыденности жизни, жизни, воспринимаемой тюрьмой — вот что движет Рене. И она сама пишет ее дальнейший сценарий. Сначала освобождая героя, а затем снова сажая его в тюрьму и освобождая уже от этой жизни, жизни на земле.
Мужской образ. Кажется, придуман и сам герой. Уже другой женщиной — своей «матерью», своей создательницей. Шамполион — сын высокопоставленного лица и цирковой наездницы. Если читаете Грина вместе со мной, то наверное, помните, что именно цирковой наездницей представила себя во сне Елена — героиня очень значимого раннего гриновского рассказа «Телеграфист из Медянского бора», 1908 год (см. Анализ 20), про который я часто вспоминаю, анализируя гриновское творчество. Елене приснился страшный и приятный сон, что она в цирке. И скакала на лошади. На нее смотрит публика и кричит ей «браво». И сама Елена отвлекается от унылой семейной жизни только чтением фантастических романов с приключениями и ужасами, воображая себя пленницей, которую крадет таинственный похититель.
Это и беглый каторжник Ивлет — герой рассказа «На склоне холмов», 1910 год (см. Анализ 41), который убил, по предположению рассказчика, жену - символически избавляющийся от женщины.
И герой рассказа «Создание Аспера», 1917 год. В нем писатель рассказывает о литературных мистификациях, созданиях якобы реальных людей. Их создатель - судья Гаккер. Среди них Аспер — благородный неуловимый для полиции разбойник, разбивающий женские сердца — еще одно из подробных описаний Шамполиона.
Вот слова Гаккера:
«— Друг мой... высшее назначение человека — творчество. Творчество, которому я посвятил жизнь, требует при жизни творца железной тайны. Имя художника не может быть никому известно; более того, люди не должны подозревать, что явления, удивляющие их, не что иное, как произведение искусства».
Очень хорошо и многозначно выстроились на этот раз теги: творчество - библиотерапия - свобода.
Автор: Орлова Ольга Анатольевна
Психолог, КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru