Найти тему
между прошлым и будущим

"Джейн Эйр" — роман о любви или о чем-то другом?

Сегодня я собиралась писать о прекрасной принцессе, которой очень не повезло в жизни. Но в результате расскажу совсем о другом. Немного о героине романа, которая не была принцессой и красавицей, но после многих трудностей у нее все стало хорошо.

Речь идет о романе "Джейн Эйр" кстати, когда я читала роман впервые, то в том издании героиню звали не Джейн, а Джен Эйр. Но это уже частности — просто особенности перевода.

Почему я решила писать об этом, а не о прекрасной принцессе?

Потому что дважды за час наткнулась на упоминания романа. Сначала на разбор, как это написано с писательской точки зрения. Потом на аннотацию о чем роман. Согласитесь: два раза подряд — это основание не проходить мимо и стать третьим человеком, который порассуждает о романе.

Что интересно, оба упоминания повествовали о "Джен Эйр", как о произведении трогательном, чувствительном, романтичном и, конечно, романе о любви.

Но правы ли были авторы этих утверждений?

С моей точки зрения, нет. Хотя, казалось бы, очень похоже. Бедная сиротка, которую черствые родственники отправляют в школу-интернат, где жизнь очень далека от благополучия, работа героини гувернанткой и влюбленность в своего хозяина — великолепного мистера Рочестера, предполагаемый брак и бегство от любимого, когда выясняется, что он уже женат, знакомство с двоюродными сестрами и братом, получение наследства и, наконец, счастливый брак с овдовевшим, обедневшим и покалеченным Рочестером.

Похожие сюжеты позднее принялись стряпать многие и многие авторы, вот только Шарлотта Бронте писала не любовную историю и не трогательную историю бедной сиротки, которая за скромность и добродетель получает благополучие.

"Джен Эйр" — это не роман "чтобы поплакать" и насладиться мечтами о счастье. Это прежде всего социальный роман, который последовательно и безжалостно показывает обратную сторону многих сфер жизни Британской империи того времени. А любовь... это всего лишь одна из сторон жизни, обойти которую было бы сложно.

-2

Какие проблемы затрагивает Шарлотта Бронте?

Семейные отношения, в том числе законы о браке (Рочестер, если уж на то пошло, не только сильный и романтичный герой, но и жертва законов о браке и невозможности этот брак расторгнуть, хотя женили его обманом) и положение незаконнорожденных детей, это английское образование — как школьное, так и домашнее, отношение дворянства к простонародью, церковь, благотворительность, миссионерство — продолжительная стрельба камнями по всем британским огородам. Временами у автора буквально яд с зубов капает.

Ко всему прочему Ш. Бронте нарушила многие существующие литературные традиции. К примеру:

1. Бедная сиротка обязана быть кроткой и жертвенной.

А что видим мы?

Джен у Бронте борется. Вот как вам это заявление:

Когда нас бьют без причины, мы должны отвечать ударом на удар и притом с такой силой, чтобы навсегда отучить людей бить нас.

И это говорит не взрослая женщина, а ребенок. С кротостью, как вы видите, у героини большие проблемы.

При этом существующий в обществе идеал Бронте в романе тоже показывает — это подруга Джен в школе. Вот только эта девочка умирает. Что делать, но предложенный литературой того времени образец не способствует выживанию — и Бронте демонстрирует это очень доходчиво.

2. Главная героиня должны быть красива.

Три раза "Ха!". Джен дурнушка. Это не она так о себе думает, как теперь модно, это она реально не красавица, хотя и миленькая, о чем ей неоднократно говорят.

3. Браки вне своего сословия безнравственны.

А в романе? Гувернантка Джен Эйр собирается замуж за Рочестера — своего хозяина. Ужас какой! Как она посмела принять предложение?! Как посмела забыть свое место?! Сорвалось... слава богу.

При этом традиционный взгляд на неравный брак Бронте тоже упоминает — это история родителей Джен. И традиционный для эпохи финал. От матери Джен отрекается вся родня, кроме брата, супруги рано умирают, а их дочь живет из милости у родственников, которые к ней плохо относятся.

4. По представлениям эпохи Джейн обязана была с благодарностью принять предложение своего кузена Сент-Джона, выйти замуж и героически умереть от болезней в миссионерском раже.

Вместо этого героиня дает гневную отповедь кузену и говорит, что презирает его взгляд на жизнь:

Я презираю ваше представление о любви. Я презираю то лживое чувство, которое вы мне предлагаете. Да, Сент-Джон, я презираю и вас, когда вы мне это предлагаете!

С точки зрения эпохи это вообще ни в какие рамки!

5. Добропорядочная девушка не может сама заявиться к объекту любви, тем более такому, как Рочестер, который делал ей неприличные предложения — то есть предлагал сожительство, когда вскрылось, что жениться он не может. Добропорядочная девушка обязана его отвергнуть. То, что с ним случилось, это справедливое наказание за грех.

Но и здесь Джен поступает не так, как принято. Она в одиночку (уже неприлично) является к любимому, ведет себя вольно, а потом выходит за этого испорченного человека замуж.

И что вы думаете, все читатели были довольны счастливым финалом?

Вовсе нет! Потому что Джен и Рочестер выглядели в глазах многих людьми легкомысленными и грешными. За свои грехи они должны были быть наказаны несчастливой семейной жизнью, а у них — ужас-то какой! — все хорошо!

Не удивительно, что роман вызвал яростные споры. Одни хвалили книгу за литературные достоинства, а другие сразу назвали "неприличной". Когда же стало известно, что автор книги женщина — дошло до прямых оскорблений. Автора называли чуть ли не падшей женщиной — это Шарлотту Бронте, скромную дочь бедного провинциального священника.

Так уж получилось, но Шарлотта Бронте написала на редкость мятежную книгу. Но поскольку мы живем в другом обществе, то читатели редко это замечают.

И точно так же читателям кажутся неправдоподобны многие повороты сюжета романа.

Сумасшедшая жена на чердаке, да разве такое возможно?

При тех законах о браке — да. Жены в психушках и на чердаках под надзором слуг, и мужья, имеющие связи с гувернантками и актрисами... Совершенно обычная картина. Как и незаконнорожденные дети...

"Джен Эйр" — великолепная книга ушедшей эпохи, которую читают до сих пор, хотя и не все в ней понимают.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки