Элизабет Гилберт, автор бестселлера "Есть, молиться, любить", по сути, транслирует мысль, которой насчитывается примерно две с половиной тысячи лет.
Нечто похожее, только более бескомпромиссное, говорил Будда Шакьямуни, который обнаружил, что практически всё, что наполняет день обычного человека — это бесконечная суета и страсти, наполняющие его страданием. "А что если," подумал Будда, "отречься от страстей? Что станет с разумом человека?" И тогда он выяснил, что проще сказать, чем сделать.
Человек настолько запутался в разнообразных проблемах, мнениях, желаниях и побуждениях, большинство из которых, по иронии, даже не происходит от него самого, что избавляться от них — всё равно, что уйти из дома в одной накидке. По какой-то причине человек находит все эти метания очень важными.
Смутные желания, зависть и алчность, политическая идентичность, социальные воззрения — все эти вещи управляют человеком и тянут его в разные стороны, как лебедь, рак и щука. При этом сам человек думает, что куда-то движется, хотя на деле просто вешает на себя всё новые и новые уздечки, большие и малые, заметные и не очень.
В конце концов, их становится столько, что себя уже и не разглядеть. Кто ты? Чьих будешь? Ты за тех или за этих? Срочно, бежать! Поддерживать, осуждать! Возмущаться, злиться! Страдать. Только так, согласно Будде, всё это и заканчивается — бесконечным, воспроизводящим самое себя страданием.
Будда не считал, что все эти внешние вещи и сам человек — одно и то же. Он также не считал, что страдание неизбежно, но путь к избавлению от него со стороны среднестатистического обывателя, конечно, выглядит несколько экстремально.
Буддистские практики довольно суровы даже к тем проявлениям своего "я", которые более популярной западной мыслью расцениваются как вполне допустимые.
Самоотречение буддизма предполагает, что сама мысль о некоем неизменном "я" ошибочна, и эта самотождественность является одной из причин страдания, в которое она затягивает человека.
Более популярные компиляции буддизма и дзэн-буддизма попускают некое самодовольство и говорят, что некое "я", которое ты можешь обнаружить путем успокоения — это просто гармоничная версия того обеспокоенного тебя, который не знает, что именно он сейчас хочет купить.
Так что же такое природа Вселенной и самого себя? Что мы увидим, если успокоим свой ум по-настоящему?
Если всмотреться в буддизм, в самое ядро идеи спокойствия, освобождающее тебя и приводящее на свидание с истиной тет-а-тет, мы обнаружим пустоту. Истинная пустота пугает человека так же, как пугает смерть, на самом деле мы не так уж хотим ни спокойствия, ни какой-то информации о
Вселенной мы хотим положительных эмоций. Нам бы просто разобраться в себе получше. А вот для этого спокойствие подойдёт как нельзя лучше.
Точно Элизабет Гилберт сказала следующее:
Согласны ли вы с этим утверждением? Будем рады вашим комментариям. А если прочитанная статья понравилась - подписывайтесь и ставьте лайк.