При желании Кострому можно было бы изобразить как милый город с массой симпатичных домиков и это соответствовало бы действительности. Можно было бы подойти и с другой стороны. То есть отобрать снимки, где царит тотальная разруха, и такое в городе тоже есть. Вот только, как и всегда бывает в наших городах, оба варианта соседствуют и одно без другого видимо у нас немыслимо. Заглавный кадр и идущий ниже сделаны почти с одной точки. Но посмотрите, какой контраст.
Желающие могут даже приобрести разваливающийся особняк, вопрос, что с ним делать дальше? Состояние там уже наступило такое, что его проще снести, чем восстанавливать. Восстановление же потребует колоссальных средств и дальше возникнут следующие вопросы. Организовать там ресторан? Может быть музей, но музей чего? Да и сильно сомневаюсь, что он будет окупаться. Меценатов же в Костроме сейчас, скорее всего, нет для сохранения облика старого города. И получается парадокс. С одной стороны по понятным причинам часть этих домов уйдёт в ближайшие годы под снос, но при этом и город потеряет часть своего колорита.
Турист же, по всей видимости, будет довольствоваться какими-то новостройками. И опять же тут ещё подошли с душой к застройке. Обычно строят не так. В данном случае проект хотя бы как-то вписывается в улицу. Только вот непонятно есть ли там жилые помещения или всё отдано под аренду.
Стеклопакеты в подобных домах принято ругать. Но я бы сказал, что они как минимум намекают, что внутри есть жизнь. У бабушек оконные рамы как раз деревянные и в большинстве случаев после их ухода домом уже никто не занимается. Хотя покосившаяся дверь в данном случае вопросы вызывает.
Удивительно, но факт. До 1988 года в здании этого храма был жилой дом. Я бы с удовольствием посмотрел, как там были устроены квартиры. Вот только в ту пору видео редко снимали, да и фотографий видимо не сохранилось от тех времён. Сейчас же храм выполняет свои изначальные функции. Постройка кстати 18 века.
Можно долго рассуждать на тему того, что делать со старым деревянным наследием, но вот вам пример того как решается этот вопрос нашими современниками. На смену дереву, которое дорогое в обслуживании приходит кирпич и бетон. Относительно же переживаний урбанистов могу дать только один совет. Пусть сами перебираются в старое и ветхое жильё, реставрируют его, подсчитывают затраты, округляют глаза и потом уже что-то рассказывают. Человеку свойственно хотеть жить в новом доме.
Нет у меня сомнений и в том, что когда строили вот эти девятиэтажные дома, люди из частного сектора надеялись, что переберутся туда. Не все, но наверняка многие желали переехать в новые на тот момент дома. Переехали не все, и теперь народ приспосабливается, как может.
Встретить объявление о продаже квартиры в подобном доме можно запросто. И я даже знаю, куда владелец захочет вложить деньги. А захочет он их вложить, условно говоря, вон в ту новостройку. Там элементарно удобнее жить, а нам свойственно стремиться к комфорту.
Стою себе, нажимаю кнопку фотоаппарата и вдруг слышу – дяденька, дяденька, меня снимите. Забавный штрих, но он подчёркивает насколько люди в Костроме доброжелательные. Для них это просто забава, а я вот вспомнил, сколько раз слышал подобные просьбы. Можно пересчитать по пальцам одной руки.
Наиболее известная и фотогеничная площадь в Костроме носит имя Сусанина. Однако при Советском Союзе город рос, и ему требовалась новая площадь. Она в свою очередь называется площадь Мира. По дороге же к ней архитектура старого города сменяется советской застройкой.
Тут есть и административные здания, и вот, например, имеется цирк. В день нашего визита так совпало, что представлений в Костроме не было. У меня теперь появилась блажь посетить какой-нибудь провинциальный цирк. Удивительно, но в этом отпуске совпало, что и в Ярославле, и в Костроме и в Туле в цирках были выходные.
Центральной композицией площади Мира является памятник участникам Великой Отечественной войны. Как по мне эффектный памятник, но турист, как правило, гуляет по старой части города и сюда добирается редко.
Сама же площадь, как и все подобные места, заполнена в будний день пустотой. Наверное, по выходным здесь можно встретить детей с самокатами и мамочек с колясками, но во время нашей прогулки тут почти никого не было.
С площади Мира сворачиваем на одноименный проспект. Естественно проспект представляется чем-то широким и с активным движением автотранспорта, но в Костроме по центру проспекта вставлена аллея, и здесь приятно прогуляться. Тем более и окружающая проспект застройка хороша.
Конечно же, имеются тут и вставки от советской эпохи, но частично старый город просматривается.
Да и советская застройка здесь вписана аккуратно. Тем более вот такой проект дома нечасто встречается. Это 30-е годы и можно сказать последние мгновения жизни конструктивизма. Чуть позже начнут строить уже дома с лепниной, и в моду войдёт сталинский ампир.
В любом случае турист сюда идёт не за этим. Его тут интересует дореволюционная архитектура и надо заметить, Костроме есть чем похвастаться в этом плане. Например, вот этим. Здесь родились тысячи местных жителей. Да-да, это родильный дом, хотя до революции тут было духовное училище. Только непонятно почему на крыше растут деревья.
Эффектно для небольшого города смотрится и здание драматического театра. Вообще складывается впечатление, что в своё время Кострома играла, куда большую роль в истории нашей страны, чем сейчас. Отсюда и все эти роскошные для провинциального городка постройки.
На театр взирает бюст Островского и стоит он здесь неспроста. Именно на местной сцене впервые и ставили произведения тогда ещё молодого автора. Впоследствии он стал одним из самых значимых драматургов нашей страны. Кстати и умер он в Костромской губернии, где у него было имение.
Самое же эффектное здание в этой части города, несомненно, Романовский музей. Я, честно говоря, подумал, что это какое-то неожиданное сооружение из 17 века, но нет. Это стилизация начала прошлого века. На открытие музея приезжал Николай Второй, и приурочено оно было к трёхсотлетию династии Романовых. Уже через пять лет революция сметёт прошлое, и народ будет строить новую Россию. Нет уже и Романовых, нет и советской власти. А музей стоит.
Здесь же рядом расположилось здание гостиницы из 19 века. Вообще там много и других красивых домов, но всю Кострому с собой не унесешь в фотоаппарате. В любом случае эта часть города заслуживает неспешной прогулки.
Вот мы и вышли обратно на площадь Сусанина. К сожалению, каланча была на ремонте, но в целом понятно какая там застройка. Потому сразу перемещаемся дальше.
А дальше как раз и стоит памятник первому организатору пеших походов для иностранных туристов. Величественно, да. В 60-е годы умели делать мощные и монументальные памятники.
Наибольший интерес здесь представляют уже торговые ряды. Там есть и магазины сувениров, и кофейни, в общем, жизнь кипит. Супруга как любительница кофе отметила, что в Костроме с этим дело обстоит просто превосходно.
Бабаевская часовня имеет весьма занятное место приписки. А именно Георгиевскую церковь Костромского университета РХБЗ. Кострома не так проста, как кажется.
Теоретически здесь можно снимать кино и наверняка снимали. Вообще Кострома в плане интересных ракурсов удобна для режиссёров. «Жестокий романс», «Снегурочка», «Очи чёрные» как раз там и делались. Хотя и новые фильмы тоже любят снимать здесь. Достаточно вспомнить ленту «Соловей-разбойник».
Интересна судьба церкви Спаса в рядах. Построили её в 18 веке, и ничего бы с ней примечательного не случилось, но в 30-х годах тут сделали антирелигиозный музей. Ну а далее колокольню разобрали, и церковь использовали как склад. Вот только коммунисты разобрали, но и они же в 70-х годах восстановили колокольню. Ну а в 90-х годах церковь вернули в руки РПЦ.
Красиво же, обители торговли и веры в архитектуре отлично сочетаются. Да и не только в ней, надо заметить.
Двигаемся дальше и дальше у нас тут новый храм. Даже не сомневаюсь, что позже будут писать что-то о 18 веке, но по факту Богоявленский собор строят в 21 веке заново. А вообще здесь планируется воссоздать кремль.
Рядом мы видим вездесущего вождя мирового пролетариата, и само собой он вызывает регулярные стоны любителей страстотерпцев. Постамент готовился под скульптурную композицию, приуроченную к трёхсотлетию династии Романовых. Успели даже отлить фигуры, но помешала в итоге революция. Как по мне Ленина трогать не надо, а первоначальную композицию можно перенести как раз на территорию кремля.
Ну что ж, парк заканчивается и тут мы уже видим снова колокольню с улицы Советской. Там мы уже были, потому свернём в другую сторону.
Да, обратить внимание здесь надо и на советскую лепнину. Умели тогда вплетать символику.
Дорога же у нас лежит на улицу Нижняя Дебря, но туда мы пойдём уже в следующей части.
На сегодня же у меня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.