Найти тему
Романтика окраин

Трамвайная линия Медведково - ВДНХ и окрестности. Часть 3-я

Приветствую вас, дорогие читатели!

Продолжаем наш виртуальный летний поход вдоль линии 17-го трамвая от Медведково до ВДНХ. В
прошлом выпуске мы с вами осмотрели участок от угла Полярной улицы и проезда Дежнёва до метро «Бабушкинская». Сегодня двигаемся дальше по Енисейской улице в сторону района Ростокино. Берите чай/кофе, усаживайтесь поудобнее и начинаем!

Навигация по циклу:
> Часть 1-я
> Часть 2-я
> Часть 3-я
> Часть 4-я
> Часть 5-я
> Часть 6-я
> Часть 7-я
> Часть 8-я

1. Итак, здесь мы вчера закончили. Остановка «Станция метро „Бабушкинская“». Вид в сторону Медведково.

2. Летняя Енисейская улица очень хороша.

-2

3. Первоначально улица носила название 4-я Медведковская улица в составе г. Бабушкин, вошедшего в состав Москвы в 1960 г. 29 августа 1964 года была переименована в честь сибирской реки Енисей в связи с расположением улицы на северо-востоке столицы.

-3

4. Как и полагалось раньше, основная масса жилых строений отделена от проезжей частью деревьями.

-4

5. За счёт этого линия смотрится весьма живописно.

-5

6.

-6

7. Один из немногих довоенных домов в этом районе на углу Енисейской и Печорской улиц. Построен в 1940 году по индивидуальному проекту. По воспоминаниям очевидцев, в 1940 г. рядом не было ни одного здания из камня, только бараки, а этот дом был.

-7

8. Печорская улица. Ранее носила название улица Разина. Переименована в 1964 г. по реке Печора в связи с расположением в северо-восточной части Москвы.

-8

9. Деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Раеве. Расположен в сквере вдоль улицы Искры («Красная дорожка»). Деревянная церковь построена под руководством архитектора А. Барабанова в 1997 г. Приписана к храму Серафима Саровского в Раеве. При церкви - воскресные школы для детей и взрослых, хор, кружки церковного чтения, пения и вышивки.

Улица Искры названа Названа именем газеты «Искра» (издавалась с 1900 г.). До 1964 г. — Спартаковская улица.

На заднем плане четырнадцатиэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом 1979 г. серии «башня Вулыха». Это типовая серия кирпичных многоэтажных «брежневок» смешанного типа с внутренним сборным несущим железобетонным каркасом и наружными несущими кирпичными стенами. Годы строительства — с 1966 по 1995 год. Входит в состав серии домов II-67 (по некоторым данным, шифр проекта — 66/13891). Проект разработан советским архитектором Ефимом Вулыхом в 1963 году. Под его руководством реализовывались также схожие проекты таких серий, как Смирновская и Тишинская, которые, однако, не получили столь широкого распространения по сравнению с четырнадцатиэтажной башней Вулыха.

В Советском Союзе квартиры в таких домах считались элитными, поэтому дома этих серий строились, в основном, точечно в сложившихся микрорайонах по специальному заказу государственных ведомств, крупных предприятий и жилищно-строительных кооперативов.

-9

10. Остановка «Печорская улица» (до 24.10.2015 - «Печорская ул. – 20-я городская больница»).

-10

11.

-11

12. Енисейская улица, а с ней и трамвайная линия далее делают живописный поворот.

-12

13.

-13

14. «Башня Вулыха» крупным планом.

-14

15. Справа от линии располагается большая часть промзоны № 52а «Свиблово», которая, в частностии, включает в себя электродепо Свиблово» (ТЧ-10) Московского метрополитена, обслуживающего Калужско-Рижскую линию.

-15

16. Гармония цветущей природы и трамвайной линии.

-16

17. Красивая кривая.

-17

18.

-18

19.

-19

20. Трубы районной тепловой станции. Индустриальная классика.

-20

21. Обратите внимание на дом серии КОПЭ-85 на заднем плане. C тех пор как я первый раз увидел его лет 15 назад, мне не даёт покоя вопрос, что это за штуковина у него на крыше такая... В сети выдвигается множество версий: что это триангуляционный (геодезический) знак, что это такая необычная антенна, что это некий погодный излучатель, что это нечто для навигации воздушных судов, что это не что иное, как архитектурная изюминка, что это просто незадействованная конструкция под рекламу...

-21

22. Словом, версий много. Но на обычную рекламную конструкцию, на мой взгляд, это не очень-то похоже. В общем, так и остаётся блуждать в поисках истины.

-22

23. Ещё немного единения природы и трамвая.

-23

24. Промка.

-24

25. И трамвай на фоне промки.

-25

26.

-26

27. Перекрёсток с Радужной улицей. Современное название с положительным значением (приятная, сулящая радость, счастье) присвоено по предложению жителей района. До 1964 г. - Институтская улица в г. Бабушкине.

-27

28. Одноимённая остановка.

-28

29. На противоположной стороне стоят четыре девятиэтажных одноподъездных блочных жилых дома серии II-18-01/09. Раньше они были банальными белыми, а теперь имеют вот такой окрас. Хорошо смотрятся с голубым небом и зеленью.

-29

30.

-30

31. Ещё один любопытный дом необычной архитектуры серии унифицированный каркас, построенный в 1993 году по индивидуальному проекту. Других домов такой архитектуры в Москве нет. Имеет 25 этажей, 2 подъезда. Главная изюминка здания в том, что на восьми верхних этажах балконы по краям шире, чем на нижних.

-31

32.

-32

33. Справа от линии расположен сквер «Знаки зодиака». Открыт 9 августа 2007 года. На момент прогулки шла его реконструкция. Если пройти дальше, то можно выйти к метро «Свиблово».

-33

34. Остановка «Верхоянская улица». Сама улица названа в 1964 г. по заполярному г. Верхоянску в Якутии в связи с расположением улицы на северо-востоке Москвы. Ранее - 1-й Шоссейный проезд (был назван по Осташковскому шоссе, ныне улица Летчика Бабушкина).

-34

35. Мощный дом, конечно.

-35

36. Идём дальше. Обратите внимание на бетонную опору справа в кадре. Это бывшая опора контактной сети железнодорожной ветви Лосиноостровская - Бескудниково (Бескудниковской ветки), которая была закрыта как раз из-за строительства трамвайной линии в 60-е. Точнее сказать, было закрыто сквозное движение по ней, ибо трамвайная линия разорвала её на два неравных отрезка. Окончательно линию закрыли к 1987 г. Кое-что я писал о ней здесь.

-36

37.

-37

38. Небо внезапно стало заволакивать свинцовой хмарью, но дождь в итоге так и не пошёл.

-38

39. Здесь был переезд на Бескудниковской ветке. За забором на территории гаражей виднеется ещё одна бывшая опора контактной сети, используемая ныне в качестве фонаря.

-39

40. Взгляд назад с упомянутой ранее опорой. Слева чуть ближе к метро некогда располагалась платформа Дзержинская (ранее - 8 км) упомянутой Бескудниковской ветви. Она была открыта в 1949 г., а закрылась вместе с прекращением пассажирского движения по линии 18 мая 1976 г. Вблизи улицы Лётчика Бабушкина ранее находилась улица, носившая название улица Восьмого километра.

-40

41. Словно внезапно наступил вечер.

-41

42. Двигаемся дальше. Остановка «Берингов проезд». Назван в 1964 г. в память о мореплавателе Витусе Ионассене Беринге (1681—1741). Датчанин Витус Беринг в 1703 г. был приглашён Петром I на службу в русский флот. Участвовал в войне со шведами на Балтике. Возглавлял 1-ю и 2-ю Камчатские экспедиции (1725—1743). Участники 1-й экспедиции прошли проливом между Азией и Америкой (назван впоследствии Берингов пролив); во время 2-й экспедиции достигли берегов Северной Америки, открыли некоторые из Алеутских островов, выполнили исследование моря, которое в конце XVIII в. английский мореплаватель Джеймс Кук предложил назвать Беринговым (до этого оно называлось Анадырским, Камчатским, Бобровым). Прежнее название Железнодорожная улица — одно из многих одноимённых — заменили при расширении Москвы.

-42

43.

-43

44. Пара четырнадцатиэтажных одноподъездных панелек серии И-209. Построены в 1971 году.

-44

45. Приближаемся к участку линии, открытому чуть менее, чем за год до продления в Медведково.

-45

46. Взгляд назад.

-46

47. 6 ноября 1965 года был открыт первый участок линии от Сельскохозяйственной улицы до улицы Кирова (ныне Уржумской). С тех самых пор здесь и располагается кольцо «Уржумская улица». При открытии на новую линию был запущен новый маршрут: № 17 — ВДНХ (южная) – Уржумская улица, но кольцо работало недолго — до постройки к 11 сентября 1966 году кольца в Медведкове.

При продлении трамвайной линии в Медведково была укорочена Бескудниковская железнодорожная ветка, ранее пересекавшая тот участок, где проложили рельсы. Тогда платформа Дзержинская стала для электричек конечной, а участок Дзержинская - Лосиноостровская был закрыт. При этом контактная сеть ж/д была слегка приподнята над трамвайной, но не была демонтирована, ввиду того, что электроэнергия на участок от Дзержинской до Бескудниково продолжала поступать с Лосиноостровской подстанции.

Что помешало построить эстакаду для трамваев и сохранить очень пригодившуюся бы сейчас межрайонную связку - неведомо.

-47

48. В 1995–1997 годах кольцо снова использовалось в маршрутном движении, обслуживая укороченный маршрут № 5 — Останкино – Уржумская улица, после чего он был сокращён до кольца в Ростокино. В настоящее время используется только как служебное или оборотное кольцо при ремонте путей далее в сторону кольца «Медведково».

-48

49.

-49

50. Выезд на кольцо.

-50

51. Само оно двухпутное. Считаю, что было бы неплохо запустить сюда маршрут из Сокольников. Даже никакой дополнительной инфраструктуры бы не потребовалось вводить. Будочка в кадре - стрелочный пост.

-51

52.

-52

53. Выезд с кольца. На заднем плане Лосиноостровский электротехнический завод (ЛОЭТЗ) - филиал ОАО «ЭЛТЕЗА», который некогда обслуживал подъездной путь, ответвлявшийся от Бескудниковской ветки в районе улицы Лётчика Бабушкина. Рельсы до сих пор скрыты там под слоем асфальта.

-53

54.

-54

55. Уютное кольцо.

-55

И на этом я хочу завершить сегодняшнюю часть повестования. А с продолжением похода вы можете ознакомиться в очередном выпуске. Надеюсь, что вам было интересно и познавательно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

Пишите комментарии, ставьте лайки и, разумеется, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!

Также буду очень признателен, если вы поделитесь понравившимися вам моими рассказами с подписчиками, друзьями и знакомыми с помощью кнопки "Поделиться". Спасибо!

Навигация по циклу:
> Часть 1-я
> Часть 2-я
> Часть 3-я
> Часть 4-я
> Часть 5-я
> Часть 6-я
> Часть 7-я
> Часть 8-я