Найти тему
Вспоминая легенду

"Я всегда был человеком легкомысленным и никогда не делал то, чего не хотел". Актер Сергей Мартинсон.

1931 год. Театр имени Вс. Мейерхольда. Спектакль "Последний решительный" по пьесе Вс. Вишневского.

Ни к селу ни к городу в середине действия на сцене появлялся матрос. Танцевал… нет, исполнял несколько танцевальных движений. Недолго, четырнадцать секунд, после чего уходил так же внезапно, как и появился.

Представьте, всего четырнадцать секунд! Но зал гремел такими овациями, как будто на сцене Гамлет только что закончил свой монолог. Этим матросом был артист Сергей Мартинсон.

Уникальный, яркий, непохожий ни на кого другого, Мартинсон мог из любой, даже самой крошечной роли сделать выдающийся и запоминающийся образ. Его путь был непростым. Случались потери и разочарования, но он никогда не останавливался. Сергей Мартинсон всегда шел вперед, заставляя зрителей восхищаться им все больше и больше, хотя, казалось бы, больше уже некуда.

Когда в 1968 году Сергея Мартинсона спросили, как он стал актером, он мгновенно ответил: "Все начинается с детства. С каких-то детских увлечений. Например, моему другу Роману Кармену в детстве подарили фотоаппарат, а потом он стал знаменитым режиссером документального кино. А у меня в детстве был дома патефон. Я очень любил слушать пластинки и подпевать. Между прочим, у меня неплохо получалось. Мне тогда было лет 15-16, и я жил в Петрограде..."

Любовь к искусству Сергей Мартинсон унаследовал от своих родителей. Он родился в 1899 году в обеспеченной семье. Жили Мартинсоны в самом центре Петрограда, в особняке на Миллионной улице, где часто собиралась культурная элита города. Гости общались, обсуждали просмотренные спектакли, слушали новые сочинения композитора Александра Скрябина, близкого друга отца Сергея, часто бывавшего в их доме.

Сережа был поглощен этой невероятной атмосферой, а особенно музыкой. Только услышав первые ноты, он начинал двигаться в такт, чем вызывал восхищение и умиление всех присутствующих в комнате. А еще Мартинсон обожал театр.

Посещая оперу, балет или кабаре, родители всегда брали Сережу с собой. Мальчик был настолько впечатлен происходящим, что на следующее утро в гимназии с удовольствием воспроизводил увиденные сценки. Среди товарищей Мартинсон заслужил прозвище главного клоуна, но его это не обижало. Наоборот, Сергей был очень горд этим званием.

Гимназист Сергей Мартинсон.
Гимназист Сергей Мартинсон.

Свою первую роль Сергей Мартинсон сыграл в 5-летнем возрасте. Произошло это на рождественской елке. Выступление Сережи вызвало тогда невероятный успех у зрителей, а сам он с улыбкой раскланивался публике. Ничего не предвещало беды, пока вдруг мальчик не осознал, что его нарядили в девчачий костюм Снегурочки. От обиды он разревелся и убежал, отказавшись впредь играть девчонок. Сережу пришлось долго успокаивать, пока от бессилия и усталости он не уснул.

Через несколько лет, когда Сергей перешел в 5 класс, он начал посещать любительскую театральную студию, а уже спустя год открыл свою собственную. Первой постановкой студии Сергея Мартинсона стал "Ревизор", где сам он сыграл Петра Ивановича Добчинского.

За театральными успехами единственного сына родители Мартинсона наблюдали с беспокойством. Дело в том, что Сергей настолько увлекся сценой, что начал небрежно относиться к школьным предметам и отставать в учебе. Все свое свободное время он посвящал театру.

"У моего папы были свои взгляды на мое будущее. Он мечтал увидеть меня инженером, но у меня на этот счет было свое мнение", – говорил Сергей Мартинсон.

Сергей Мартинсон в роли дирижера оркестра в фильме "Чертово колесо", 1926 год. Фото с сайта chapaev.media.ru
Сергей Мартинсон в роли дирижера оркестра в фильме "Чертово колесо", 1926 год. Фото с сайта chapaev.media.ru

Сразу после получения среднего образования Сергей Мартинсон вступил в ряды Красной армии, а, мобилизовавшись через два года, по настоянию родителей поступил в Технологический институт. Его учеба в техническом заведении не задалась. Сергей страдал, мучался и, в конце концов, решил забрать документы. Детское увлечение театром никуда не исчезло. Душа Мартинсона лежала только к сцене.

Комический дар Сергея Мартинсона обнаружился на вступительных экзаменах. Перед комиссией в Институте сценических искусств предстал высокий, невероятно тощий юноша, который объявил: "Александр Сергеевич Пушкин. «Борис Годунов». Монолог Бориса".

Приемная комиссия переглянулась: странный выбор материала, который никак не соответствовал внешнему виду поступающего. Никто особо в успех Мартинсона не верил и слушать его начали без особой заинтересованности, как вдруг... "Достиг я высшей власти. Шестой уж год я царствую спокойно..." – начал пафосно читать монолог Мартинсон. Интонация, манера и контраст между материалом и актером были настолько невероятными, что приемная комиссия неожиданно захохотала. Сергей Мартинсон ничуть не смутился и продолжил чтение монолога. "Вы приняты, но запомните: трагические роли не для вас. – смеясь, выговорил режиссер и педагог Николай Васильевич Петров. – Вы рождены для комедии, для эксцентриады!"

Так Сергей Мартинсон, к ужасу своих родителей, стал студентом Петроградского института сценических искусств.

Со съемочной площадки фильма "Марионетки", 1933 год. Фото с сайта kino-teatr.ru
Со съемочной площадки фильма "Марионетки", 1933 год. Фото с сайта kino-teatr.ru

В 1923 году Мартинсон выпустился из института, после чего некоторое время выступал в эстрадных театрах Петрограда "Вольная комедия" и "Свободный театр". Во многих спектаклях Сергей появлялся в комедийных амплуа, удивляя зрителей гротесковыми образами. Начинающий актер не боялся экспериментировать, намеренно подчеркивая особенности своей внешности. Например, на свои невероятно худые ноги Мартинсон надевал зауженные брюки или щеголял по сцене в балетной пачке.

Слухи о талантливом артисте распространились по всему Петрограду и дошли до начинающих кинорежиссеров Леонида Трауберга и Григория Козинцева. Они как раз искали исполнителя на одну из ролей в своем дебютном фильме "Похождения Октябрины".

"Сегодня после спектакля ко мне подошли два молодых человека. Много говорили о какой-то фильме. Говорили, что я подхожу им для главной роли. Не знаю, право, что и думать, но, тем не менее, согласился..." – записал Сергей Мартинсон после встречи с Козинцевым и Траубергом. А через некоторое время актер сыграл свою первую роль в кино.

В "Похождениях Октябрины" Мартинсон исполнил образ появившегося из бутылки пива уникального существа с невероятным именем – Кулидж Керзонович Пуанкаре. Имя этого персонажа было создано из имен антисоветских политиков того времени и символизировало настоящее воплощение зла.

"Похождения Октябрины", 1924 год.
"Похождения Октябрины", 1924 год.

Для создания образа Кулиджа Керзоновича Пуанкаре Сергею Мартинсону не понадобилось много грима или других кардинальных изменений во внешности. На актера наклеили только ужасающие широкие брови, надели цилиндр, и вот вам дядя Сэм во плоти!

Фильм "Похождения Октябрины" вызвал немало споров и обсуждений, но, так или иначе, молодого артиста Сергея Мартинсона невозможно было не заметить ни в кино, ни на сцене.

Однажды на спектакле "Балаганчика" Сергея увидел режиссер Всеволод Мейерхольд и пригласил его к себе в театр. Ни секунды не раздумывая, Мартинсон оставил северную столицу. Он переехал в Москву.

В театре имени Вс. Мейерхольда Сергей Мартинсон проработал вплоть до его закрытия, сыграв на этой сцене свои лучшие роли. Он был Плюховым в "Воздушном пироге", Левицким в "Павле Грекове", Валерианом в "Мандате", а каким получился его Хлестаков в "Ревизоре"!.. Увидев на зарубежных гастролях Сергея Мартинсона в образе Хлестакова, парижская публика нарекла артиста "русским Чарли Чаплином", а критик В. А. Павлов посвятил Хлестакову-Мартинсону несколько страниц в журнале "Современный театр" за 1929 год.

"Из всех ролей, созданных Мартинсоном, Хлестаков бесспорно самый удачный, богатый и серьезный сценический характер. Присущая таланту Мартинсона драматическая эксцентрика здесь достигает своего законченного художественного выражения, над которыми хорошо посмеешься и серьезно задумаешься." – писал В. А. Павлов.

Все свои роли Сергей Мартинсон исполнял в яркой, комедийно-эксцентрической манере. Но, если кинокритики, оценивая работу Мартинсона, расходились во мнениях (одни считали его гением, а другим казалось, что его герои холодные и равнодушные), то оценки зрителей были сплошь восторженные.

Чего стоил его образ Дуремара в сказке Александра Птушко "Золотой ключик", английского парикмахера Соля в фильме "Марионетки" Якова Протазанова или "композитора" Керосинова в "Антон Иванович сердится".

25 июня 1941 года Сергея Мартинсона вызвали на киностудию "Союздетфильм", где предложили ему воплотить на экране образ… Гитлера. Режиссер Сергей Юткевич как раз запускал в производство свой новый фильм под названием "Новые похождения Швейка". Юткевич был уверен, что никто не сможет сыграть фюрера лучше Мартинсона.

В фильме "Новые похождения Швейка" Гитлер был показан нелепо и смехотворно. Мартинсон нарочито гримасничал и переигрывал. Говорят, сам фюрер был настолько взбешен игрой актера, что внес его в личный "черный список" и поклялся отомстить за оскорбление.

"Сложную роль Гитлера с большим сатирическим мастерством исполняет артист С. Мартинсон. В своем облике фокусника-маньяка, автомата Гитлер Мартинсона дан остро и выразительно, напоминая карикатуры художников Кукрыниксов." – писал режиссер Григорий Александров в газете "Правда" за 27 ноября 1943 года.

В образе Гитлера Сергей Мартинсон предстал перед зрителями три раза: в боевом киносборнике № 7 (1941), а также в фильмах "Новые похождения Швейка" (1943) и "Третий удар" (1948).

Кадр из фильма "Новые похождения Швейка", 1943 год.
Кадр из фильма "Новые похождения Швейка", 1943 год.

К середине 1960-х Сергей Мартинсон сыграл уже порядка 50-ти замечательных и запоминающихся ролей в кино. Среди них – телеграфист Иван Ять в комедии "Свадьба", угольщик Филипп в "Алых парусах", дьяк Осип Никифорович в фильме-сказке "Вечера на хуторе близ Диканьки", Дедина 518 в "Сказке о Мальчише-Кибальчише" и злодей Прокофий Прокофьевич в "Сказке о потерянном времени". Но своей главной ролью актер считал Князя К. в фильме "Дядюшкин сон".

О роли Князя К., как потом признавался сам Мартинсон, он мечтал долгие годы, и, когда режиссер Константин Воинов предложил ему сыграть этот образ, Сергей Александрович тут же согласился.

"У Мартинсона была великолепная актерская техника. Очень хороший актер, потрясающе двигался, но немножко из другого мира. Он артист Мейерхольда, но я была с ним совместима. Константин Воинов умел создавать актерский ансамбль!" – вспоминала актриса Лидия Смирнова.

К сожалению, фильм "Дядюшкин сон" не произвел на зрителей ожидаемого впечатления, а многие критики "разнесли" его в пух и прах. "Мартинсон сыграл смешного маразматика, смутно различающего, где сон, а где явь; но и только!" – писали критики об игре Сергея Александровича. И все же сам Мартинсон очень любил этот образ, хотя после премьеры фильма с грустью признался: "Поздновато пришла ролишка. Запала не хватает…"

Лидия Смирнова и Сергей Мартинсон в фильме "Дядюшкин сон", 1966 год. Фото с сайта chapaev.media.ru
Лидия Смирнова и Сергей Мартинсон в фильме "Дядюшкин сон", 1966 год. Фото с сайта chapaev.media.ru

Легкость и чувство юмора не покидали Сергея Александровича до конца жизни. Когда на 70-летнем юбилее его попросили поделиться секретом молодости и энергичности, Мартинсон с неизменной улыбкой ответил: "Я всегда был человеком легкомысленным и никогда не делал то, чего не хотел". Это была чистая правда. Вот только журналистам такое высказывание показалось слишком опрометчивым, и этот отрывок из телепередачи вырезали.

Со стороны Мартинсон действительно казался неунывающим человеком-праздником, у которого всегда все хорошо. Никто даже предположить не мог, что личная жизнь актера была очень драматичной.

Сергей Мартинсон был женат несколько раз, но каждый из браков заканчивался разводом. Первой женой Сергея Александровича стала его однокурсница Екатерина Ильина. Молодые люди были счастливы, у них появилась дочь Анна, но студенческая влюбленность скоро прошла, и брак быстро распался.

Сергей Мартинсон с дочерью Анной. Фото с сайта kino-teatr.ru
Сергей Мартинсон с дочерью Анной. Фото с сайта kino-teatr.ru

Вскоре после развода с первой женой Сергей Мартинсон встретил балерину Елену (Лолу) Добржанскую и тут же потерял голову. В 1939 году у влюбленных родился сын Александр, однако, и во второй раз построить семейного счастья актеру не удалось. Через 6 лет после рождения сына Елена Добржанская была арестована за связь с иностранцами, осуждена на 7 лет и отправлена в Воркуту, где умерла в 1952 году. Похоронить жену на Родине Сергей Мартинсон не смог.

Спустя много лет актеру удалось добиться разрешения на поиск могилы своей Лолы. Заключенных тогда хоронили под номерами, а писать на крестах фамилии врагов народа было запрещено. Мартинсону так и не удалось найти могилу жены. Перед уходом Сергей Александрович только поклонился сотням крестов, под одним из которых была похоронена его Лола.

Елена (Лола) Добржанская. Фото с сайта kino-teatr.ru
Елена (Лола) Добржанская. Фото с сайта kino-teatr.ru

Потерю любимой женщины актер переживал тяжело. С маленьким сыном Сашей он практически не общался и переложил заботу о мальчике на плечи тетки. Саша быстро отбился от рук, а, повзрослев, связался с плохой компанией и попал в тюрьму.

Счастья в любви Мартинсон больше не искал. Лишь раз он вспыхнул страстью к молодой девушке Луизе, скоропалительно женился и почти сразу же понял, что ошибся. С третьей женой Сергей Александрович развелся, несмотря на то, что в семье к этому времени подрастала дочь Наташа.

До конца своих дней Сергей Мартинсон оставался в одиночестве. Он сам принял это решение и твердо его придерживался. Недолго с отцом пожил вышедший из тюрьмы Александр, изредка Мартинсона навещала Наташа. Вот только с любимой дочерью Анной актер никак не мог увидеться. В начале 70-х она уехала с мужем в Америку, а Сергея Александровича за границу не выпускали: боялись, что не вернется обратно... Единственной отдушиной для актера были съемки в кино и озвучивание мультфильмов.

Свою последнюю роль Сергей Мартинсон сыграл в 1983 году в фильме "И жизнь, и слезы, и любовь". А через год, в 1984-м, великого актера не стало.

-12

6 февраля 2014 года в день 115 годовщины со дня рождения Сергея Мартинсона его внук Владимир (Вальтер) Баршай написал о своих воспоминаниях, связанных с дедушкой.

Этот текст заканчивался трогательными словами: "Жизнь деда прошла под бурные овации. С улыбкой и смехом. Но в моей душе он всегда – Гамлет!"

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.

Вам также может понравиться:

«Жизнь моя – кинематограф…» 10 фотографий со съемок наших любимых советских фильмов и истории, которые с ними связаны. Часть I.
Вспоминая легенду4 августа 2023
"У-у, вражина! У-у-у, га-ад!" Актер Андрей Файт, который сыграл всех злодеев: от нацистов до колдунов.
Вспоминая легенду24 февраля 2023
«Пес Барбос и необычный кросс». Как родилось великое трио Никулина, Вицина и Моргунова.
Вспоминая легенду26 июля 2023