Фильм Урсулюка посмотрел уже давно. Но все никак не брался написать о нем несколько строк.
Все случается вовремя, поэтому сегодня как раз такой день.
Прежде чем опишу свои впечатления о фильм, скажу, что как-то щелкая по каналам попал на " Культуру ", где как раз обсуждали этот фильм. И там Швыдкой постоянно вбрасывал фразу-вопрос: " Почему в СССР такой фильм был невозможен?" И как бы осуждалось, как данность, что конечно невозможно, потому что евреи.
Интересно, что когда попал в больничку, тов палате разговорились с соседом-татарином. И он мне вдруг выдает: "Так это же уже было такое кино в Советском Союзе!" И пересказывает один эпизод, который был в том советском фильме. В общем, зачем Швыдкой, двигал тему невозможности не знаю. Но догадываюсь. Противно.
Позже мы всей палатой сели смотреть этот фильм. И не досмотрели. Мужики сказали тяжелый фильм. Не хотим смотреть, своих проблем вполне хватает. Хотя чем дело закончилось с удовольствием дослушали.
Собственно это и есть мое мнение о фильме. Хороший тяжелый фильм. И что особенно редко, без издевательства на Советским Союзом и партизанами. Кто знает мой пунктик. Звездочки и красные ленточки на головных уборах присутствуют.
Главный антигерой, фашистский палач, немного смахивает на Джокера, но в целом маньяк, он и есть маньяк.
Мне было интересно смотреть опять же потому, что показан быт и обычаи ортодоксальных евреев. Несмотря на то, что живу рядом с одной из самых больших синагог в области, в жизни встречался с ними редко. Учитель истории, редактор газеты, фотограф - вот и все мои контакты с этим народом. А нет, еще Александр Кофман, организатор фестиваля "Звезды над Донбассом" и моя двоюродная сестра, которая по мужу Элималах, хотя родом из деревни Захнево под Рузой, и живет в Австралии. И пожалуй, все.
Конечно много читал, изучал, но все равно знания мои в этом вопросе ничтожны.
Ну, еще можно вспомнить, что однажды читатели решили, что я тоже еврей, потому что подписывался под псевдонимом "Семен Быковский". С тех пор только хардкор, только Диванный воин или своим именем.
В общем, с точки зрения обычаев древнего народа фильм необычайно интересен.
Жаль, что таким темам уделяется мало внимания, было бы меньше слухов. Что же касается образа Киселева, то в фильме специально обращают внимание, что он выполнял приказ командования, то есть делал это не по собственной воле, как, к примеру, это делал Шиндлер, поэтому сравнивать этих двух личностей, на мой взгляд, не совсем верно.
Киселев выполнил бы свой приказ одинаково хорошо, если бы была поставлена задача вывезти: раненых, беларусов, узбеков, детей. Он спасал прежде всего людей. Тут больше такое титул подходит как раз его спутнице и жене Ане, которая сама просилась и спасала именно евреев, отчасти в память о своей матери, которая погибла спасая еврейских детей.
Впрочем, оспаривать решение еврейского комитета не вижу смысла. Раз они так решили, то так тому и быть.
Отдельной строкой в фильме проходит любой уркагана в еврейской девушке, который обретает смысл жизнь, и соглашается даже на обрезание ради прекрасных глаз. Очень интересная линия, которая заканчивается гибелью героиней. Долго думал, почему же режиссер не подарил им счастливую жизнь? И в итоге пришел к выводу, что это было бы слишком банально, а вообще вся финальная часть истории, которая приводит в финале зрителя к катарсису, в хорошем смысле этого слова, не банальна.
Она как бы ломает плавный ход роуд-муви, фильма-путешествия, и раздвигает границы повествования, показывая, что жизнь она гораздо богаче и многограннее, чем любое кино.
Специально, не спойлерю, потому что "Праведника" нужно смотреть. Как говорится: не смотря ни на что. Это редкое кино, которое больше чем кино.
Надеюсь, что таким же будет и наш фильм "Демонстрации флага", когда мы его все же с Антоном Граником снимем.
Сценарий читать здесь: https://author.today/work/169436