Найти тему
LiveLib

Никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь...

    Никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь...
Никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь...

Я периодически сёрфю в поисках классической литературы из общественного достояния. Куприн для меня был тёмной лошадкой. Решил попробовать.И, братцы! Я в восторге! Пока из литературного эха 19 века - Куприн стал для меня топовым автором. Не знаю, может просто это самое удачное его произведение, поживем - увидим. Но пока... это идеальный роман!С точки зрения лаконичности, с точки зрения выраженной мысли, - я бы поставил Куприна даже выше Достоевского и Толстого. Я понимаю, что так сравнивать, наверное, не корректно. Но, вспоминая сюжетные нагромождения последних, история Куприна для меня наиболее цельная, отвечает сразу нескольким лично для меня важным критериям.Если сравнивать непосредственно с Достоевским, последний страсть как любил вихлять вокруг да около своего же замысла. Куприн же даёт читателю ровно столько информации, чтобы уловить главную идею. Ни больше, ни меньше. Ничего лишнего.В этом смысле Куприна можно было бы назвать русским Ремарком. Однозначно, это величины одного порядка.Сюжет крайне лаконичен. Практически во всех эпизодах присутствует главный герой. Это упрощает восприятие. Параллельные сюжетные линии я лично не очень люблю. По крайней мере, нужно очень сильно постараться, чтобы эти линии были оправданы. Я пока такого не встретил в литературе. Вот и Куприн не полез во все тяжкие, а сосредоточился на главном: на внутренних переживаниях героя, на подоплёке конфликта, на общественных нравах, эту подоплёку подкрепляющих.Ни разу мой ум не потерял концентрацию. Я весь был в сюжете, от начала и до конца. Помню, как, при чтении того же Достоевского, мысли нет да нет блуждали о том да о сём. Но Куприн сумел сдержать читателя. Это замечательно.При этом история не лишена примечательных деталей, которые в полной мере погружают в антураж: в эту офицерскую светскую жизнь конца 19 - начала 20 вв.Но что для меня стало самым неожиданным и радостным. Это то, как мысли Куприна о ненасилии, уже тогда, в те времена, были актуальны, и они отразились во мне, он словно продублировал мои собственные умозаключения.Как он замечательно, устами главного героя, говорит, что жизнь - это бесценный дар, и что глупо ставить любые социальные, государственные, политические и любые другие идеологические концепции выше дара жизни. Умирать во имя России? Умирать во имя чести?Вообще, всем так нравиться умирать. Все хотят быть мертвыми героями. Но это самое простое и безответственное, что можно придумать - пойти и умереть, повеситься, погибнуть на глупой дуэли, слепо согласиться отправиться на бойню. Но почему мало кто говорит о том, что выжить вопреки всем этим самопожертвованиям - это что, не героизм? По мне так истинный героизм состоит не в том, чтобы отправится по приказу убивать кого-то, а в том, чтобы отказаться это делать. Ведь в обществе, которое свято верит в силу оружия, куда сложнее принять позицию ненасилия.Политики нам говорят: давайте сегодня убьём столько то человек, чтобы в будущем воцарился мир. Но я отказываюсь верить в этот бред. Чтобы в будущем воцарился мир, нужно сложить оружие здесь и сейчас. Всё. Другого пути нет.Куприн уже тогда говорил: ведь армия - в мирное время только поглощает ресурсы, но ничего мирного не производит. А в военное время - только создаёт горы трупов.Политики же нас убеждают, что армия - залог безопасности. Чушь собачья! Залог безопасности - всеобщая демилитаризация. Иного пути нет.Я на эту тему рассуждал. Мне путь видится следующим. Правительства мира должны интегрировать в армию мирные профессии, чтобы военнослужащие, закончив контракт, могли иметь самые актуальные современные профессии. Чтобы человек, выходя из армии, умел не только стрелять да через козла прыгать, а чтобы он был специалистом высокого уровня.Армия не должна позиционироваться как профессиональный убийца, а как институт. Только так мы встанем на путь более осознанного общества. В армии должны преподавать мирные философии. А не только книжки читать аля Сунь Цзы "Искусство войны".И вообще, когда уже кто-нибудь напишет книгу "Искусство мира"? Это тончайшее искусство уклоняться от конфликтов, сглаживать углы, искать компромиссы. Дипломатия, да, есть, существует. Я очень уважаю дипломатию. Но она не является центральной политической сегодня волей. К сожалению, цпв сегодня - это ресурсное манипулирование.Надо отдать должное всем людям. Я буддист, я должен быть объективен. Все они, и Путин, и Байден, и Зеленский, все они пытаются что-то сделать для мира. Было бы верхом высокомерия считать, что только твоё мнение - праведно.В истории Куприна есть важный момент, возможно даже, самый важный во всей книге. Что всё таки является центральной ценностью для человека? Любовь? Ну если так, то как же мы можем посылать 18-летнего пацана кого-то убивать во имя любви? Если он выживет, он уже точно не будет верить в любовь, война убьет в нем это чувство. Когда он, исходя из инстинкта самосохранения, будет убивать других, он лишь почувствует свою животную сущность, но ничего гуманного в нем не взрастится.Пока мы не изменим идеологию армии - мы будем ходить кругами. Армия должна уметь стрелять. Но не должна идеологически кого-то ненавидеть. Это крайне важно! Вот например: самураи - это были воины Дзен. Их учили воевать без ненависти. Они просто делали свою работу, но они не ненавидели врага, а всегда уважали его.Тут на самом деле получилось у меня эмоциональное месиво. Здесь смесь моих личных мыслей и соображений Куприна. Я лишь хотел подчеркнуть, что писатели всегда стояли за отказ от животной сущности, от борьбы ресурсов, от борьбы идеологий. Мы все - живём на одной планете. Национализм в любой форме - это зло. Мы все должны искать компромиссы, Путины, Зеленский, вы, я.Жизнь без войн возможна. Это не утопия. Это ответственность.