Найти тему
БИЗНЕС Online

«Прекратить это должен президент»: как ссорятся Кадыров и Пригожин

Через чеченцев основателю ЧВК Вагнера дают понять: будешь капризничать — обойдемся без тебя, считают эксперты

«Конфликт очень некрасивый, безобразный. Тем более в условиях специальной военной операции. Мериться амбициями недостойно», — осуждает публичную перепалку между чеченскими военными и ЧВК Вагнера эксперт «БИЗНЕС Online». Соратники главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова обрушились с критикой на основателя частной военной компании Евгения Пригожина и предложили встретиться лично. В ответ бойцы ЧВК начали критиковать действия чеченских бойцов в зоне СВО. При этом еще в начале спецоперации Кадыров и Пригожин вместе критиковали минобороны РФ. О том, в чем причина конфликта и что с ним делать, — в нашем материале.

Фото: «БИЗНЕС Online»
Фото: «БИЗНЕС Online»

Что произошло?

Между военнослужащими Чечни и ЧВК Вагнера произошел публичный конфликт. Формальным поводом стало выступление основателя ЧВК Евгения Пригожина, которого попросили прокомментировать возможности чеченского специального подразделения «Ахмат». Возникшая публичная перепалка едва ли не главная тема обсуждения в телеграм-каналах после тревожной обстановки в Белгородской области.

С чего все началось? 31 мая глава Чечни Рамзан Кадыров сообщил, что чеченские подразделения получили приказ на передислокацию на марьинское направление в ДНР. Поставлена задача взять под контроль «целый ряд населенных пунктов», отметил Кадыров, не уточнив их названий. Позже выяснилось, что в тот день президент РФ Владимир Путин созвонился с командиром спецназа «Ахмат» Апты Алаудиновым. По словам Алаудинова, глава государства дал понять, что возлагает на чеченских бойцов «очень большие надежды», потому что марьинское направление — «очень важный участок».

После поста Кадырова у Пригожина спросили, способны ли силы «Ахмата» освободить всю территорию ДНР. «Я никак не могу комментировать, где будут находиться „ахматовцы“, я не погружен в эти детали, все подразделения держат их в секрете. <…> Что касается освобождения определенных населенных пунктов, конечно, я думаю, что у них есть силы для этого. У них же не стоит задача всю ДНР освободить. И Кадыров, насколько я понимаю, об этом не говорил. Они будут заниматься определенными направлениями, в которых будут действовать», — ответил основатель ЧВК Вагнера.

Реакция чеченских военных не заставила себя долго ждать. Соратники Кадырова интерпретировали заявление в том смысле, что Пригожину якобы «непонятно, чем занимаются» в зоне СВО чеченские бойцы. «Естественно, Женя, ты не понимаешь, ты и не должен понимать, — отреагировал депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов. — Если тебе что-то непонятно, ты в любое время можешь связаться [с нами], обозначить время и место, и мы тебе объясним». Делимханов также назвал Пригожина блогером и посоветовал ему перестать «орать» о проблемах. «Ахмату» в первое время тоже было сложно, в том числе в Мариуполе, но проблемы удалось решить вместе с минобороны РФ, сказал депутат Госдумы.

В обращении Делимханова был и другой посыл. «Народ, наше общество не понимает уже многих вопросов: „Почему он (речь о Пригожинеприм. ред.) кричит, что у него чуть ли не вторая, третья армия?“ Я не знаю, что у тебя есть вообще, что у тебя за армия. Есть добровольцы, патриоты — хвала и честь всем, кто участвовал и участвует в специальной военной операции», — сказал Делимханов. Он уточнил, что бои под Марьинкой сейчас — самые сложные, но чеченские военные не жалуются на нехватку чего-либо. «Тебе давалось больше, чем кому-либо, и, несмотря на это, столько жертв и погибших. Мы все это знаем», — добавил чеченский политик и военный.

Алаудинов вспомнил, что в каждом публичном выступлении называл ЧВК Вагнера «реальным боевым подразделением», хотя «не всегда и не всем это нравилось». Отдельно прокомментировал военный слова Пригожина о том, что «Рамзан Ахматович не говорил об освобождении всей Донецкой Республики». «Если нас перекинули на донецкое направление, то гарантирую, что спецназ „Ахмат“ сделает все, чтобы Донецкая Народная Республика была освобождена», — написал Алаудинов в своем телеграм-канале. Также автор поста подчеркнул, что «очень много бойцов» из ЧВК Вагнера перешли в «Ахмат», и «никакого секрета тут нет».

К публичной критике Пригожина подключился и спикер парламента Чечни Магомед Даудов. «В заявлениях всегда намекаешь, что кого-то надо расстрелять… Так вот я скажу тебе, за такие заявления… во Вторую мировую войну, Великую Отечественную сразу поставили бы к стенке», — ответил политик на претензии Пригожина о нехватке боеприпасов. Наконец, Даудов обвинил бизнесмена в создании «панических настроений» у россиян и попросил его не забывать, «откуда у него частная военная компания, самолеты, вертолеты».

«Евгению Пригожину говорят — ты не незаменимый, встраивайся в общий строй»

Пригожин в ответ на критику заявил, что не видит «ничего предосудительного» в своем заявлении. «А что касается моего местоположения, то все участники этой дискуссии прекрасно знают мои в том числе закрытые специальные телефоны и имеют возможность со мной связаться», — отметил основатель ЧВК Вагнера.

На этом конфликт не закончился. Якобы связанный с «вагнеровцами» телеграм-канал Grey Zone 1 июня опубликовал пост с комментариями, которые, как утверждается, оставили участники СВО. «Морские пехотинцы из 810-й бригады говорят, что в Мариуполе они (чеченские бойцыприм. ред.) в штурмы почти не ходили, а если и ходили, то неохотно, выбирали удобные для себя участки, где пытались что-то взять, какое-то отдельное здание, на видео», — в частности, говорилось в публикации.

Вечером 1 июня с публичным ответом Даудову в том же канале выступил сооснователь ЧВК Дмитрий Уткин (позывной «Вагнер»). «Любые проблемы, которые возникают, мы решаем доступными нам способами, не противоречащими законам РФ и Конституции», — отметил командир «Группы Вагнера». «Откуда взялась такая фамильярность, кто вам давал право обращаться на „ты“ и „Женя“», — сказал Уткин и уточнил, что всегда готов поговорить как «мужчина с мужчиной». «Тем более, что друг друга знаем еще с первой и второй войны в Чечне», — написал Уткин. Позже в другом телеграм-канале — «Разгрузка Вагнера» — появилось два поста от «командиров ЧВК Вагнера» с критикой чеченских подразделений.

Сам Кадыров на заявление Пригожина не реагировал. При этом в начале спецоперации глава Чечни и основатель ЧВК Вагнера выступали «единым фронтом». Осенью 2022 года оба критиковали на тот момент командующего группировкой российских войск «Центр» в зоне СВО генерал-полковника Александра Лапина, а Кадыров неоднократно называл Пригожина своим братом. В начале мая глава Чечни осудил заявление Пригожина, который в экспрессивной форме пригрозил вывести бойцов из Бахмута из-за якобы нехватки боеприпасов. Тогда же Кадыров привел в пример командира «Ахмата» Алаудинова, который ни разу публично не жаловался, и даже попросил президента РФ Владимира Путина передислоцировать «Ахмат» в Артемовск (Бахмут).

Пригожин получил «черную метку» от чеченских военных в день своего рождения, 1 июня, заметил политолог Сергей Марков. «Евгению Пригожину говорят — ты не незаменимый. На фронте, если ты будешь капризничать, обойдемся и без тебя. Союзников у тебя нет. Прекрати публично унижать российские власти. Встраивайся в общий строй. Иначе дальше будет совсем без тебя, — написал Марков в своем канале „Логика Маркова“. Политолог также отметил: — А в России совет безопасности может навести порядок среди героев? Это главный вопрос у всех. Герои нужны. Но дисциплина у героев тоже нужна».

Политолог Максим Жаров в своем телеграм-канале «Чисто для фиксации» утверждает, что в конфликте «изначально была видна режиссура». «Похоже, перед нами попытка протестировать альтернативную схему управления общественным мнением в период внутренней турбулентности. Системные политики и партии в ней не участвуют, и это выглядит весьма интригующе», — отметил он.

«Непримиримый (ну как бы) экзистенциальный конфликт „Ахмата“ и ЧВК Вагнера ставит на повестку вопрос: за кого болеть? Ответ на него одинаково мучителен для и лоялистов, и для пацифистов», — рассуждает политолог Михаил Виноградов. «Так на сегодняшний день и выглядит конфликт вокруг контуров трансфера власти, — прокомментировал перепалку политолог, президент центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков. — Пока многие пытаются представить это противостояние „борьбой нанайских мальчиков“, но такой взгляд на проблему может дать сбой. Политика — это не бизнес, и тут многое ситуативно и непредсказуемо».

«Видимо, Рамзан Ахматович решил, что ему ближе лагерь минобороны»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты рассуждают о причинах конфликта и о том, как он повлияет на ситуацию в зоне СВО и повлияет ли.

Евгений Минченко — президент «Минченко консалтинг»:

— Это продолжение начавшегося стиля публичного выяснения отношений. Начал все это Рамзан Кадыров весной прошлого года, когда он высказался против переговоров в Стамбуле. Затем в эту нишу вошел Пригожин, и какое-то время он с Кадыровым был практически в унисон. Потом, видимо, Рамзан Ахматович решил, что ему ближе лагерь минобороны. Я думаю, они разберутся, помирятся. Нет разницы, кто сделает первый шаг.

Василий Дандыкин — военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса:

— В чем причина конфликта? Мне трудно это понять. Когда победим, тогда и надо разбираться. Сейчас, учитывая то, что враг все видит, читает и слышит, это нужно обсуждать кулуарно. И раньше так считал, когда встал вопрос с нехваткой снарядов (Пригожин обвинял минобороны в искусственном создании снарядового голодаприм. ред.). Когда враг это читает, это ему только на руку.

И те (ЧВК Вагнераприм. ред.), и «Ахмат», и армия достойно воюют, не жалеют себя, проливают кровь за Родину и, к сожалению, погибают. Поэтому мое мнение такое, что это нужно решать без выноса в сеть. Все свои люди, все любят Россию и все ее защищают. Разберутся. Кто должен прекратить конфликт? Думаю, у нас есть кому это сказать. Родина одна на всех.

Виктор Литовкин — военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке:

— Комментировать здесь нечего. Этот конфликт очень некрасивый и безобразный. Тем более в условиях специальной военной операции. Мериться амбициями недостойно. Ни той ни другой стороне. Тем более задиристым ЧВК Вагнера показывать, кто в доме хозяин, кто больше заслуг имеет и прочее. Тут принцип один — в армии есть единоначалие. Вступил в Вооруженные силы, выполняешь задачу ВС — подчиняйся военному руководству. Все разговоры — в узком кругу, они не должны выходить наружу. И когда принято решение, все должны его выполнять. А разглагольствовать — кто больше заслуг имеет, кто прав, кто нет — это все после войны.

Прекратить эту перепалку должен президент нашей страны. А повлияет ли она на ситуацию в зоне спецоперации… Она уже влияет плохо. Это безусловно. Потому что, если противник знает о раздорах внутри Вооруженных сил, он будет пользоваться этими раздорами.

Роман Колесников, Нурия Фатхуллина, Александр Гавриленко