#городпервых
180 лет назад, 3 июня 1843 года, в Петербурге родился Климент Тимирязев. Сегодня в его честь только в столице названы сельскохозяйственная академия, биологический музей, район, парк, станция метро. В России — множество улиц Тимирязева, даже на Луне есть кратер его имени.
Своим путем
Для дворянина Тимирязев выбрал редкую стезю — ботанику и агрономию. Историки считают, что так он пытался воплотить свою детскую мечту — накормить всех голодных, повысив урожайность.
Неистовый Климент, как называли его друзья и сослуживцы, был прямолинейным и независимым человеком с непримиримым темпераментом, которому воспитание и самодисциплина не давали вырваться наружу.
Тимирязев окончил Петербургский университет вольнослушателем, так как был исключен из вуза за взгляды. Позже он стал одним из ученых, поддержавших большевиков. Это сыграло с ним злую шутку: после смерти от пневмонии в 1920 году Тимирязев стал одним из знамен революции, о нем даже сняли фильм «Депутат Балтики». Создавалось впечатление, что все заслуги ученого — в его политических взглядах, за это к нему пришли известность и слава. Но это это не так. Тимирязев был признан задолго до революции как естествоиспытатель, агроном и популяризатор науки — как в России, так и за рубежом.
Естествоиспытатель и агроном
Главным открытием Тимирязева стал фотосинтез растений. Он изучил взаимодействие хлорофилла со светом, описал механизм его влияния на деление углекислоты на углерод и кислород.
Ученый проверял свои теории опытами, для чего сконструировал специальные приборы, некоторые из них используются и в настоящее время.
В 1872 году в Петровской академии, где он преподавал 22 года, Тимирязев обустроил первую в России опытную станцию-теплицу. В ней растения росли в сосудах с водным питательным раствором. Этот «вегетационный домик» стал продолжением совместных с Дмитрием Менделеевым опытов по изучению влияния удобрений на урожайность. Это стало отправной точкой для развития в России гидропоники, да и агрономии в целом.
В 1903 году Тимирязев был удостоен престижной научной награды — возможности выступить с Крунианской лекцией. В ней он выдвинул постулат о космической роли растений — посредников неба на земле, которые питаются энергией солнца и превращают ее в еду для животных и человека, а также кислород, которым дышат все живые существа.
Популяризатор науки
Тимирязев был приверженцем Дарвина и знакомил с его теорией русское общество — переводил и публиковал труды об эволюции, участвовал в научной полемике. Он считал себя учеником Дарвина и даже встретился с ним в 1877 году. В 1909 Тимирязев оказался единственным русским ученым, приглашенным на торжества по случаю столетия Дарвина на его родине.
Писать о науке популярно Тимирязев считал не менее важным, чем сами исследования. Он проводил лекции с демонстрацией опытов, выпускал книги и статьи, в которых простым языком рассказывал о растениях и воздействии на них света, развитии естествознания, учил, как повысить урожайность.
Наследие Тимирязева насчитывает свыше ста книг и статей. Его труд «Жизнь растений» был переиздан на разных языках более 20 раз.
Разносторонняя личность
Тимирязев увлекался музыкой, изобразительным искусством, катанием на велосипеде. Многие увлечения были семейными: так, музицировал он в четыре руки со своей с женой Александрой Алексеевной, а пейзажной фотографией занимался с сыном Аркадием. Их серия диапозитивов с изображением растений и природы получила серебряные медали на выставках в Москве и Нижнем Новгороде. В этой сфере Тимирязев тоже экспериментировал — например, фотографировал в пасмурную погоду, когда незаметны тени. На его лекциях по фотомастерству был неизменный аншлаг. Большинство фотографий сохранилось, их можно увидеть в музее-квартире ученого в Москве.