Согласно оценке Центробанка, первый квартал 2023 года стал непростым для клиентов банков — за этот период с их счетов было украдено более 4,5 млрд рублей. Интересный факт: около 12% средств было похищено через систему быстрых платежей (СБП).
Большинство утечек средств со счетов связаны с непреднамеренными ошибками ввода номера телефона получателя, отмечают специалисты.
Центробанк поделился сведениями
ЦБ опубликовал отчет об операциях без одобрения клиентов за период с января по март текущего года. По данным регулятора, за это время мошенники украли у клиентов банков 4,55 млрд рублей, что стало новым рекордом: предыдущий рекорд (4,49 млрд рублей) зафиксирован в IV квартале 2021 года.
Если объем похищенных денег возрос всего на 12% по сравнению с предыдущим периодом, то количество случаев хищений увеличилось более чем на 40%, превысив 250 тысяч. Об этом сообщает "Коммерсантъ".
Важными изменениями является рост на 240% блокировок фишинговых сайтов, а также неожиданное снижение DDoS-атак на более чем 70%. При этом Даниил Бобрышев, продукт-менеджер Servicepipe, уверен, что сокращение числа атак не означает, что угроза утратила остроту — просто возросло внимание банков к безопасности. Он отмечает, что информация об атаках, как правило, передается в ФинСЕРТ только тогда, когда они вызывают значительный ущерб и приводят к нарушения работы сервисов.
Проблемы с СБП: мнения экспертов
Впервые ЦБ представил статистику по инцидентам в системе быстрых платежей (СБП). Как оказалось, порядка 12% всех похищенных денег (более 550 миллионов рублей) пропали при операциях с СБП, при этом средняя сумма мошеннических транзакций через СБП на 6,5 раз выше, чем при оплате картой — 45 тысяч рублей против 7 тысяч рублей.
Тем не менее, значительная часть похищенных в СБП средств была возвращена, речь идет о 76 млн. рублей. Общий объем похищенных средств с банковских карт в 2,5 раза превышает объем украденного через СБП и составляет 1,4 млрд рублей — при этом только 65 миллионов рублей были возвращены владельцам.
По мнению источника "Ъ", имеющего отношение к рынку платежных инструментов, случаи несанкционированных переводов через СБП могут быть связаны с тем, что мошенники могут получить доступ к счету, если им известен номер телефона, привязанный к банку.
Дарья Верестникова (коммерческий директор SafeTech) объяснила, что люди часто не обращают пристального внимания на реквизиты при совершении платежей через СБП и не знают, куда уходят деньги. При таких операциях важно соблюдать элементарные правила информационной безопасности.
Федор Музалевский (директор технического департамента RTM Group) уточнил, что инциденты с СБП происходят из-за двух основных типов переводов: переводы другим физическим лицам и оплаты поставщикам услуг или товаров. Однако, по мнению эксперта, доля инцидентов при таких платежах должна быть небольшой, поскольку вводить в мошеннические схемы продавцов, легально подключенных к системе быстрых платежей, сложно, а вероятность, что трансакцию заморозят и деньги вернут отправителю, весьма высока.
Роман Прохоров (глава правления ассоциации "Финансовые инновации") связывает относительно высокий процент возврата денег в операциях через СБП с повышенным вниманием ЦБ к развитию этой системы переводов. Банки предпочитают возмещать клиентам потери. При этом доля "добросовестных ошибок", например, при вводе номера телефона, в СБП также высока. Получателя в таких случаях легко идентифицировать, и те, кто получил деньги по ошибке, обычно возвращают их.
---
Подписывайтесь на наш канал, читайте новости на сайте "Новых Известий".