Всего за год российский экспорт в Индию вырос примерно в пять раз: с 1 млрд долларов в январе прошлого года до 5 млрд в январе нынешнего, пишет Bloomberg. Это в основном нефть и в меньшей степени продукты ее переработки.
Индия стала основным покупателем российского сырья и платит за него в рупиях. Но это лишь частично конвертируемая валюта, которую сложно обменять на другую и практически невозможно потратить за пределами Индии. Продолжает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Куприянов:
Алексей Куприянов старший научный сотрудник ИМЭМО РАН «У Индии из совсем крупных игроков торговый профицит только с двумя странами — это Соединенные Штаты и Великобритания. Со всеми остальными странами в Индии торговый дефицит. У них нет необходимости покупать рупии. То есть сама идея конвертации хорошая, просто проблема в том, что найти покупателей на эти зависшие рупии — это задача, мягко говоря, нетривиальная в нынешней ситуации».
Теоретически можно попробовать увеличить закупки в Индии таких товаров, как, например, чай, рис, фрукты, лекарства (в стране хорошо развита фармацевтическая отрасль), а также продукции машиностроения. Но, скорее всего, это не покроет огромный дефицит Индии в торговле с Россией, который Bloomberg оценивает почти в 15 млрд долларов по итогам первого квартала текущего года.
О возможных вариантах решения проблемы рассуждает советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие инвестиции» Сергей Хестанов:
Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие инвестиции» «Товарооборот между Индией и Россией очень ассиметричен. Объем поставок товаров в Индию намного превышает объем встречных поставок. Если такое положение дел сохранится надолго, не исключено, что будут найдены какие-либо схемы, позволяющие увеличить поставки индийских товаров в Россию. Либо просто индийским партнерам будет предложено приобрести те или иные товары или услуги на мировом рынке, которые заведомо обладают спросом в Российской Федерации».
То есть схема может быть такой: Индия тратит доллары и закупает на них что-то в других странах, в том числе в тех, которые в России называют недружественными, а потом перепродает все России, получая взамен рупии. В теории это возможно. На практике все упирается в вопрос, захотят ли сами индийцы встраиваться в цепочки параллельного импорта. Особенно с учетом того, что Запад ужесточает контроль за соблюдением санкций.
Можно еще попробовать перевести расчеты с Индией за российскую нефть в рубли, указывает экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков:
Александр Исаков экономист по России Bloomberg Economics «Самый простой, наверное, механизм — это использование других валют расчета. Если мы говорим конкретно про Индию, это использование, скажем, рублей. Можно проводить расчеты в дирхамах, в других валютах, если они касаются экспортно-импортных операций. Есть еще несколько вариантов. Если накопится достаточно большая рупиевая масса, может быть, мы увидим такую развилку, что российские компании будут больше инвестировать в Индию, в местные реальные активы. Второй вариант: возможно, банки накопят достаточное количество финансовых инструментов, например государственных индийских бондов, и будут пытаться продавать их на внутреннем рынке».
В начале мая агентство Reuters сообщало об отказе Индии и России от расчетов в рупиях. По словам одного из источников в индийском правительстве, Москва не хочет, чтобы у нее скопилось более 40 млрд рупий. Другой собеседник Reuters сообщил, что сейчас расчеты в торговле между двумя странами идут в основном в долларах и частично в дирхамах.