В составе Черноморского флота России есть два неприметных корабля с бортовыми номерами СР-541 и СР-939. Оба используются в первую очередь военными, при этом не имеют ни собственного вооружения, ни транспортных отсеков. Чего уж там, у кораблей проекта 130 нет даже собственных названий! Однако, все это не делает СР-939 и СР-541 менее полезными на флоте. А все потому, что выполняют они одну крайне важную работу.
Корабли СР-541 и СР-939, построенные по проекту 130, – это суда для размагничивания. Применяются они как в военном, так и в гражданском флотах. С помощью кораблей размагничивания моряки сокращают степень намагниченности корпуса судна. Также размагничивание полезно в целях сокращения девиации магнитного компаса. Впрочем, основная область применения подобных плавучих станций все-таки военное дело. Процедура, применяемая в отношении корпуса судна, позволяет обезопасить плавательное средство от некоторых видов морских мин.
Наверняка каждый видел морскую мину хотя бы в кино. Как правило, это такая круглая штуковина с «рогами». На самом деле морские мины бывают очень разными и могут достаточно сильно отличаться формой, дизайном и габаритами. Знаменитые «рога» — это ни что иное, как контактные взрыватели. Они в свою очередь могут быть гальваническими (взрывающими мину при ударе о борт) и антенными (взрывающими мину даже при слабом касании о борт). При этом мина может иметь не только контактные, но и неконтактные взрыватели. Последние по принципу действия делятся на акустические – реагирующие на звуки, гидродинамические – реагирующие на изменение водного давления, комбинированные… Но самое интересное в том, что неконтактные взрыватели могут быть так же магнитными и индукционными.
Магнитный неконтактный взрыватель морской мины реагирует на магнитные поля цели. Индукционный взрыватель в свою очередь реагирует на изменение напряженности магнитного поля корабля. Последний тип применяется главным образом в тех минах, которые устанавливаются в подводном положении и должны детонировать под бортом судна. Собственно, как уже можно было догадаться у каждого корабля есть магнитное поле. Оно постепенно увеличивается под действием земного магнетизма в результате трения о воду, ударов твердых тел о борт корабля. Соответственно, чем выше намагниченность борта корабля, тем больше риск, что рядом с таким судном взорвется морская мина с магнитным или индукционным взрывателем. Попытаться избежать этого, хотя бы частично обезопасив корабль, можно при помощи той самой процедуры «размагничивания», для которой используются суда-станции со специальным оборудованием.
Широкое применение неконтактные морские мины получили в годы Второй мировой войны. Главным проводником данной технологии в свет оказался Германский рейх. Больше всего от немецких мин магнитно-индукционного действия наплакались советские корабли Черноморского флота, а также британские корабли. В Советском Союзе решать проблему намагниченности кораблей стали еще в 1941 году. Первоначально работы велись в Севастополе. Над технологией размагничивания трудился советские физики Анатолий Петрович Александров и Игорь Васильевич Курчатов, который в последствии станет «отцом» советской атомной бомбы. С августа 1941 года в этой работе им помогали прибывшие из Великобритании лейтенант-командор Лейстер и лейтенант Джойнс, которые привезли с собой наработки своих специалистов в этой области. По результатам работы советских и британских специалистов была создана технологий защиты кораблей от магнитных мин, которая в последствии появилась на сотнях военных и транспортных кораблей.
>>>> Идеи для жизни | NOVATE.RU <<<
Сегодня размагничивание кораблей осуществляется с плавучих станций, как упомянутые в самом начале СР-541 и СР-939. Реализовать операцию можно одним из двух способов: обмоточным и безобмоточным методом. В первом случае борт плавательного средства «пеленают» в специальные кабеля, которые создают магнитное поле, компенсирующее магнитное поле судна. Во втором случае борт корабля подвергают сильному воздействию внешнего магнитного поля прямо с подвижной станции. С точки зрения техники обе процедуры не представляют из себя чего-то запредельно сложного. Сегодня размагничивают не только надводные, но и подводные суда. Что же касается плавучих станций СР-541 и СР-939, то они были построены в 1980-е годы на верфях Польской Народной Республики. Несмотря на солидный возраст, продолжают служить верой и правдой по сей день.
В продолжение темы читайте о том, для чего в Советском Союзе строили огромные Ан-124, Ан-22 и Ан-225.
Источник: https://novate.ru/blogs/290323/65935/