Многие копируют документы на ксероксе, ездят за рулем джипа, пользуются метро и рисуют фломастерами, даже не догадываясь, откуда эти вещи получили свои названия. В действительности всё вышеперечисленное — торговые марки. Каким образом бренды становятся нарицательными и как бремя инноватора влияет на судьбу компаний в материале The Mag.
Ксерокс
Одноименная компания Xerox была основана в начале XX века. Однако по-настоящему о ней узнали в 1959 году, когда был представлен первый фотокопировальный аппарат.
Вряд ли создатели компании могли предположить, что спустя какое-то время их брендом будут именовать любую аналогичную технику, независимо от производителя. Такой расклад пришелся не по душе владельцам Xerox, о чем свидетельствует рекламная политика. Один из слоганов компании звучит так:
«ВЫ МОЖЕТЕ НЕ «ОТКСЕРИТЬ» ДОКУМЕНТ, А СКОПИРОВАТЬ ЕГО НА КОПИРОВАЛЬНОЙ МАШИНЕ МАРКИ XEROX».
В наши дни Xerox Corporation входит в число 50 самых крупных работодателей США. Представительства открыты в 160 странах мира. Успешно развивающийся более века бизнес получил серьезный удар из-за пандемии Covid-19 — компания понесла 455 млн долларов убытков. Однако уже в конце 2022 года холдинг вышел на прибыль.
Фломастер
В 1960-х годах в Японии начали производить инструмент для письма и рисования краской под брендом Flo-master. На западе такие канцелярские изделия никогда «фломастерами» не именовали. Там они известны, как маркеры.
В 1970-х годах фломастеры пришли в Советский Союз, но никто среди населения разъяснительных работ по правильному наименования товара не проводил, а потому бренд закрепился всерьез и надолго. СССР уже давно нет, а фломастеры есть.
Стоит отметить, что производство маркеров под брендом Flo-master было приостановлено из-за высокого содержания в их чернилах свинца — ингредиента, придающего тем самым «фломастерам» их отличительные свойства.
Кеды
Эту удобную обувь на резиновой подошве производили еще в XIX веке, однако какого-то определенного названия у нее не было. В 1916 году компания United States Rubber Co. запустила свою линию подобной обуви под брендом Keds. Название произошло от совмещения слов «Kid» и «Ped», то есть «Ребенок» и «Пешеход». В наши дни и дети, и взрослые по-прежнему именуют такую обувь «кедами», не придумав ей более интересного названия.
United States Rubber Co в настоящее время продолжает производить культовые кроссовки и даже поставляет свою продукцию американским военным.
Диктофон
Согласитесь, что название не очень подходит для бренда. Ведь существует большое количество созвучных устройств, именуемые магнитофоном, граммофоном, телефоном в конце концов. Однако торговая марка Dictaphone была зарегистрирована в 1907 году американской компанией Columbia, производящей звукозаписывающие устройства. При этом 2023 году диктофон «живет и процветает» и как бренд, и как имя нарицательное.
В 2006 году компания Dictaphone была продана за 357 млн долларов американской транснациональной корпорации Nuance Communications, Inc, специализирующейся на программном обеспечении.
Джип
Любопытно, что Jeep является довольно известным брендом автомобилей повышенной проходимости. Первый автомобиль этой марки в 1940 году для армии США сконструировал американский инженер Карл Пробст. Считается, сам бренд Jeep появился благодаря СМИ. Американская журналистка Катарина Хиллер в своей статье указала прошедшую испытания новую модель со слов военных неформальным словом «Джип». Название прижилось, и уже в 1945 году оно стало торговой маркой фирмы Willys-Overland. Военное прошлое «Джипа» не мешает людям помечать все внедорожники звучным словом.
В 2021 году произошло слияние компаний, и сейчас автомобили марки Jeep выпускает корпорация Stellantis. По результатам 2022 года прибыль концерна достигла рекордных 16,8 млрд евро.
Фен
В 1900 году немецкая компания AEG Aktiengesellschaft начала производить первые в своем роде приборы для сушки волос под маркой FOEN. Короткое и звучное название для столь полезного устройства очень быстро ушло в народ и продолжает использоваться повсеместно. В последующем все производители таких приборов стали обозначать их как «фены».
В наши дни компания AEG потеряла свою независимость, но техника под этой торговой маркой продолжает производиться под руководством шведского концерна Electrolux.
Джакузи
«Джакузи» — это неверное произношение фамилии итало-американского производителя гидромассажных ванн «Якуцци». В конце 60-х годов прошлого века компания наладила производство своего изобретения. В наши дни любая ванная с функцией гидромассажа именуется «джакузи». Таким раскладом все довольны: звучит коротко, ясно и с нотками итальянского изыска.
В 1990-х годах Jacuzzi влезла в слишком большие долги. Владельцам пришлось распродать бизнес. Несмотря на развал компании, гидромассажные ванны продолжают продаваться под этим брендом по всему миру.
Фотошоп
Про компьютерную обработку фотографий зачастую говорят «отфошопить». Этот глагол появился в нашей речи из-за программы Photoshop, которая используется для работы с изображениями. Редактор принадлежит американской компании-разработчику программного обеспечения Adobe, которая представила впервые свой продукт в 1988 году. С тех пор появилось огромное количество приложений для обработки фотографий, однако до сих пор многие, желая наложить фильтр или увеличить контрастность цветов, говорят «отфошопить».
Adobe Photoshop по сей день является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений и наиболее известной программой разработчика.
Шампанское
Привычное для всех слово «шампанское» — в первую очередь это игристое вино, которое производится на северо-западе Франции в одноименной провинции Шампань. Поступающий на рынки СССР напиток быстро стал именем нарицательным. С тех пор игристые вина в странах СНГ называют шампанским.
Несмотря на большое количество появившихся игристых аналогов, виноградари из Шампань продолжают процветать. Их продукция миллионами бутылок продается на рынках США, Великобритании, Японии и других стран.
Метро
Все, кто использует в своей речи слово «метрополитен» едва, ли знают, что оно образовалось от названия торговой марки. В 1963 году британская компания Metropolitan Railway построила первую ветку метро. Стоит отметить, что в дословном переводе название расшифровывается как «Столичная железная дорога».
При строительстве подземки в Париже Metropolitan Railway уже сократилось и стало именем нарицательным — metropolitan. Позднее слово «метрополитен» сократилось до более удобного «метро», заодно сменив род с мужского на средний.