Первопроходцами в разработке и строительстве универсальных десантных кораблей стали американцы. Они осознали необходимость в крупнотоннажных судах такого класса ещё во времена войны во Вьетнаме, когда во избежание потерь необходимо было обеспечить загоризонтную высадку морского десанта на приличном удалении от береговой черты. Причём не просто высадку, а высадку с огневой поддержкой с воздуха, оказываемой вертолётами.
В результате ВМС США получили универсальные десантные корабли (УДК), снабжённые внушительной плоской лётной палубой и десантной док-камерой. Эти огромные "пароходы" способны перевозить свыше тысячи морских пехотинцев с вооружением и бронетехникой, а так же обеспечивать их загоризонтную высадку (вне зоне поражения артиллерии противника) при помощи вертолётов и быстроходных катеров.
В настоящее время составе флота США насчитывается восемь УДК: 7 типа "Уосп" водоизмещением 40 тысяч тонн каждый и 1 типа "Америка" водоизмещением 45 тысяч тонн. В силу своей военно-политической доктрины американцы не намерены отказываться от кораблей такого назначения.
В советском ВМФ, а позже и в российском, универсальных десантных кораблей не было. Почему? На протяжении многих десятилетий военная доктрина страны носила оборонительный характер.
Попытки строительства УДК для отечественного флота была предпринята в 2011 году, когда Россия заказала во Франции два десантных корабля типа "Мистраль". Но после известных событий 2014 года контракт расторгли, а уже построенные УДК были проданы Египту.
Летом 2020 года на керченском судостроительном заводе "Залив" состоялась торжественная закладка двух УДК проекта 23900. Ожидается, что десантные корабли "Иван Рогов" и "Митрофан Москаленко" буду переданы в состав ВМФ России в 2028 и 2029 годах соответственно. Службу они будут проходить в составе Тихоокеанского и Черноморского флотов.
Насколько необходимы такие дорогие корабли российскому флоту? Дискутировать на эту тему можно до бесконечности. Если они строятся, значит, нужны. В противном случае не было бы принято положительное решение по "Мистралям" ещё в 2011 году. А на фоне растущего напряжения в мире и стремительно меняющейся геополитической обстановки корабли такого класса тем более нужны флоту России.
Что известно о новом универсальном десантном корабле для ВМФ России?
На самом деле, известно достаточно мало. Ещё в 2015 году широкой общественности был продемонстрирован макет перспективного десантного корабля. Согласно открытым данным, полное водоизмещение УДК должно составлять 40 тысяч тонн, и он должен доставлять 1000 морских пехотинцев вместе с вооружением и бронетехникой на расстояние до 6000 морских миль. Высадка десанта должна обеспечиваться при помощи вертолётов и четырёх десантных катеров, размещённых в доковой камере. Состав авиагруппы – 16 вертолётов различного назначения (поисково-спасательные и противолодочные, транспортно-боевые, ударные, вертолеты ДРЛО).
После торжественной закладки новых УДК, на которой присутствовал президент России Владимир Путин, в СМИ появились изображения корабля проекта 23900. Необходимо отметить, что представленная картинка УДК визуально сильно отличается от демонстрировавшегося ранее макета. При этом, согласно данным всё тех же средств массовой информации, первоначально заявленные характеристики сохраняются. Всё те же 30-40 тысяч тонн водоизмещения, всё те же 1000 перевозимых морских пехотинцев, всё те же 4 десантных катера, всё та же авиагруппа. С тех пор больше никакой новой информации.
Завесу тайны приподнял недавно прошедший в Подмосковье международный форум "Армия-2022". В рамках мероприятия публике был продемонстрирован очередной макет российского УДК проекта 23900. На этот раз соответствующий реалиям.
Представленная новая модель кардинально отличается от предыдущей. Во-первых, сразу заметна массивная надстройка, изрядно выросшая в габаритах. Создаётся впечатление, что теперь она занимает почти половину ширины полётной палубы. Во-вторых, кажется, что сама полётная палуба стала значительно короче. Хотя, возможно, это оптический обман из-за массивной надстройки. Кроме того, бросается в глаза сама форма палубы. Слишком она нерациональная – угловатая. Если бы не было углов, то можно было разместить ещё одну взлётную площадку для вертолёта. Например, американцы в своих УДК стремятся максимально использовать полезное пространство палубы, поэтому палубы десантных кораблей ВМС США имеют правильную прямоугольную форму. В третьих, если визуально сопоставить пропорции самого российского УДК и вертолётов на его палубе, то создаётся впечатление, что корабль не дотягивает до заявленных 40 тысяч тонн водоизмещения.
В зависимости от поставленных задач авиагруппа российского УДК проекта 23900 будет состоять из транспортно-десантных вертолётов Ка-29, поисково-спасательных или противолодочных Ка-27, разведывательно-ударных машин Ка-52К и перспективных многоцелевых вертолётов Ка-65 "Минога". Кроме того, временно корабль сможет принимать и "сухопутные" вертолёты семейства Ми-8. Почему временно? Это обусловлено отсутствием складывающихся лопастей у милевских машин.
В качестве оборонительного вооружения российский УДК получит два зенитных ракетно-артиллерийских комплекса "Панцирь-М" (по одному в носу и корме).
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал!