Один замечательный метод воспитания детей, которые подойдет любому родителю и поможет справиться с мелкими бытовыми шалостями ребенка, уже был придуман несколько столетий назад французским философом-гуманистом, педагогом Ж.-Ж.Руссо. Этот метод называется методом естественных последствий в воспитании ребенка.
Пример использования метода естественных последствий в воспитании ребенка.
5-летний сын постоянно разбрасывает свои игрушки и другие вещи по полу в детской. Сколько родители уже не говорила ему вовремя убираться, сколько не наказывали и не ругали – все без толку. В результате приходилось делать уборку самим. Но что, если перестать это делать? Перестать самостоятельно убирать разбросанные вещи, перестать постоянно напоминать ребенку о том, что это нужно сделать? Максимум, что произойдет – это комната в прямом смысле слова зарастет грязью и из-за неубранных с пола вещей по ней будет трудно передвигаться. Ну, и в довершение картины, возможно, малыш нечаянно наступит на любимую игрушку и сломает ее или сам упадет, споткнувшись, и ушибется. Но, согласитесь, это не трагические последствия! Плюс ко всему, в результате использования метода естественных последствий, ребенок, увидев, к чему приводят его действия, сам поймет, что нужно поддерживать чистоту в комнате и не допускать таких вещей. И, самое важное, никто, кроме него, не сделает уборку в комнате – поэтому и рассчитывать нужно только на себя.
Тот же метод естественных последствий можно применить и во многих других ситуациях, когда Вы хотите скорректировать поведение малыша, но уже перепробовали все мыслимые и немыслимые способы. Например, позвольте вертеться за столом Вашей 2-летней дочери – в результате она перевернет на себя тарелку, а ее одежда станет грязной и мокрой. Не спешите давать ей новый костюмчик, спешно засовывая грязную одежду в стиральную машинку. Пусть дочь какое-то время побудет в таком виде и прочувствует на себе все неприятные последствия своих манипуляций за столом. В следующий раз она будет аккуратнее. Метод естественных последствий – отличный способ отучить ребенка от халатного отношения к вещам, купленным ему родителями. Например, ребенок постоянно теряет зонтик или шапку – и, конечно же, сердобольные родители мгновенно покупают ему новые вещи. А если попробовать использовать метод естественных последствий – и не покупать ему новые вещи взамен старых, а подождать какое-то время, чтобы ребенок осознал всю горечь своих действий? Вместо того, чтобы покупать новый зонтик – дайте ребенку какой-нибудь старый зонт, который лежит у вас дома «на всякий случай». А вместо утерянной шапки дайте ему другую, простую, уже не первой свежести и уж совсем не модную. Пусть ребенок какое-то время потерпит лишения из-за своей рассеянности. Так он намного быстрее начнет ценить вещи.
Метод естественных последствий подходит и для воспитания детей постарше. Например, подростку, отличающемуся быстрой тратой карманных денег, можно в один прекрасный момент просто не «пополнить кассу». Например, выдали на неделю 500 р. Потратил все за один день – сам виноват, значит, вместо кино придется сидеть на лавочке, а вместо мороженого пить домашний компот. Постепенно ребенок научится контролировать свои расходы, почувствовав на себе, каково это – остаться без денег.
Таким образом, метод естественных последствий в воспитании ребенка осуществляет функцию и наказания, и воспитания – причем, без особенных стараний со стороны родителей. Не правда ли, замечательный метод?
Что нужно учитывать?
Выбирая для себя такой метод воспитания ребенка, необходимо учитывать некоторые нюансы этого метода.
1. Метод естественных последствий хорош только в том случае, если эти последствия безопасны для него самого и окружающих.
Тут, наверное, все понятно. Если мы будем использовать метод естественных последствий в воспитании ребенка, когда решим отучить его выбегать на дорогу или высовываться из окна – эти «естественные последствия» могут быть самыми плачевными. Поэтому в таких случаях данный метод, к сожалению, не работает. То же самое относится и к тем случаям, когда естественные последствия могут навредить окружающим – например, если малыш, сидя в автобусе, любит болтать грязными ногами – в итоге это может привести к тому, что брюки сидящего напротив будут запачканы.
2. Решив использовать метод естественных последствий, перестаньте напоминать ребенку о том, что ему нужно (или не нужно) делать.
Естественные последствия – на то и естественные, что должны произойти самостоятельно, без Вашего вмешательства. Перестаньте напоминать ребенку о том, что нужно быстрее собираться или перестать играть с едой. Когда он опоздает или обольется – он сам начнет понимать, что вы были правы.
3. Разрыв во времени между совершением неблаговидного поступка и его последствием не должен быть слишком сильным.
Стоит оговориться, что для маленьких детей этот разрыв должен быть как можно меньше, а для детей постарше может быть и более длинным. Например, годовалый ребенок вряд ли поймет, что нельзя разбрасывать свои игрушки, если комната станет непрезентабельной спустя пару месяцев. Метод естественных последствий в этом случае целесообразно применять в воспитании ребенка старшего возраста. А вот такие явления, как игра с едой и последующая порча одежды, совсем немного удалены друг от друга во времени – поэтому метод естественных последствий в этом случае можно использовать в любом возрасте.
4. Не злорадствуйте и не занимайтесь нравоучениями рядом с ребенком, осознающим последствия своих поступков.
Метод естественных последствий предполагает самоанализ и рефлексию самого ребенка, без каких-либо дополнительных раздражителей. А если Вы, видя его страдания, будете говорить: «А я тебя предупреждала!», «Вот видишь, я была права!» и т.д. – можете быть уверены, что «воспитание» не подействует. А чтобы объяснить ребенку, почему Вы не стираете его одежду сразу же или не покупаете ему новый зонтик, скажите ему, что Вам некогда или у Вас нет денег на покупку.
5. Решив использовать метод естественных последствий в воспитании ребенка, ни в коем случае не говорите ему о том, какие последствия его ждут.
Пусть ребенок сам увидит, к чему приводят те или иные неблагоприятные для него действия. Дети достаточно хорошо осознают причинно-следственные связи, поэтому не стоит думать, что им нужна Ваша подсказка.
6. Метод естественных последствий в воспитании ребенка эффективен только тогда, когда последствия абсолютно явны для самого малыша.
Ребенок, к которому применяют такие методы воспитания, должен испытать на себе последствия своих поступков. Например, если он начнет рвать цветы на городской клумбе- последствия наступят, скорее, не для него, а для его родителей. Конечно, после этого Вы можете наказать ребенка – но это уже будет абсолютно другое дело. Метод естественных последствий можно применить, если ребенок пачкается за столом
7. Метод естественных последствий в воспитании ребенка может использоваться только тогда, когда у Вас есть уверенность, что малыш мог избежать этих последствий.
Глупо воспитывать ребенка с помощью метода естественных последствий, если этих самых последствий малыш просто не в силах был избежать. Например, если ребенок пока не умеет есть ложкой в силу своего возраста (а не желания пошалить) – не нужно доводить до того, чтобы он весь перемазался, извел всю еду и в итоге остался голодным. Это не тот случай. Лучшим решением с вашей стороны будет помочь ребенку и научить его есть ложкой.
Разновидностью метода естественных последствий является предоставление ребенку возможности выбора: например, если он надевает шапку, то идет гулять надолго, а если не надевает – то только на 15 минут. Такой метод воспитания подходит для детей постарше и неплохо работает.
Метод естественных последствий в воспитании ребенка не только поможет Вам справиться со многими проблемами в поведении своего ребенка, но и научит Вашего его нести ответственность за свои поступки и регулировать свое поведение самостоятельно.