Для начала о ступоре, в который я впала, читая этот сборник. Большая беда иногда случается, когда у тебя довольно обширный читательский багаж, и, гордо полагаясь на свои знания, ты нарываешься на что-то, что вызывает прямо каталепсию)). Я очень люблю Вудхауса. Дживс forever и всё такое. Но с рассказами этого писателя столкнулась впервые. И тут ещё момент - я обожаю О. Генри, до такой степени, что многие его рассказы знаю чуть ли не наизусть. Далее вот такая цитатка:
Я нечасто бываю в театре, но уж когда хожу, предпочитаю такие пьесы — ну, знаете, с перцем. Их обычно ругают в газетах, пишут — в реальной жизни люди так себя не ведут. Можете мне поверить, мистер: еще как ведут. Я видел в спектакле, как один тип читал письмо, которое ему пришлось не по нутру; он прямо задохнулся, глаза выпучил, хочет что-то сказать и не может, и за спинку стула схватился, чтобы не упасть. В газете написали — это, мол, все неправильно, на самом деле он бы себя иначе повел. Верьте мне — газетчики не правы. Все, что делал этот малый, Энди тоже проделал точка в точку, когда прочел письмо.
Это из Вудхауза, рассказ "У Мака". А вот почти та же ситуация у О Генри в рассказе "Попробовали - убедились:
спойлер- Экая ходульная чепуха! - насмешливо фыркнул Доу. - Вы все еще никак не можете расстаться со всеми - этими дурацкими вывертами отжившей провинциальной драмы. Ну ясно, когда черноусый герой похищает златокудрую Бесси, мамаша выходит на авансцену, падает на колени и, воздев руки к небу, восклицает: "Да будет всевышний свидетелем, что я не успокоюсь до тех пор, пока бессердечный злодей, похитивший мое дитя, не испытает на себе всей силы материнского отмщения!" Редактор Уэстбрук невозмутимо улыбнулся спокойной, снисходительной улыбкой. - Я думаю, что в жизни, - сказал он, - женщина, мать выразилась бы вот именно так или примерно в этом роде. - Да ни в каком случае, ни в одной настоящей человеческой трагедии, - только на подмостках. Я вам скажу, как она реагировала бы в жизни. Вот что она сказала бы: "Как! Бесси увел какой-то неизвестный человек! Боже мой, что за несчастье! Одно за другим! Дайте мне скорей шляпу, мне надо немедленно ехать в полицию. И почему никто не смотрел за ней, хотела бы я знать? Ради бога не мешайтесь, уходите с дороги, или я никогда не соберусь. Да не эту шляпу, коричневую с бархатной лентой. Бесси, наверно, с ума сошла! Она всегда так стеснялась чужих! Я не слишком напудрилась? Ах, боже мой! Я прямо сама не своя!" Доу уронил письмо и, закрыв лицо дрожащими руками, воскликнул потрясенным, прерывающимся голосом: - Господи боже, за что ты заставил меня испить чашу сию? Уж если она оказалась вероломной, тогда пусть самые прекрасные из всех твоих небесных даров - вера, любовь станут пустой прибауткой в устах предателей и злодеев!свернуть
И я начинаю тихо стекать по стенке в ужасе, что обнаружила плагиат? ученичество? И оказалось, что я не так уж не права. Полезла выискивать факты биографий, пересечения по времени, и в биографии О. Генри прочитала: "Уже при жизни писателя «короткий рассказ» в его стиле стал вырождаться в схему, а к 1920-м превратился в чисто коммерческое явление: «методику» его производства преподавали в колледжах и университетах, издавались многочисленные руководства и т. д." Поскольку Вудхаусу в это время было ещё сильно далеко до всемирной известности и роли классика, а его знаменитые персонажи только-только вставали на ноги, вполне вероятно, что это действительно рассказы, написанные по выученной схеме, не дающей сбоев.
И как бы то ни было, схема и тут сбоев не дала. Рассказы смешные, без "глубоких глубин" и глобальных вопросов, но те люди, которые в них фигурируют, очень живые и яркие, хотя порой нарисованы парой штрихов. Вот так, к примеру:
Тед был откровенен, как любовная песенка в мюзик-холле.
Или вот так:
На досуге он увлекался литературой — то есть постоянно собирался прочесть наконец сто лучших книг мира, а пока ограничивался ежедневной газетой, да иногда журналом.
И не только люди есть среди персонажей. В паре рассказов главный герой - беспородный двор-терьер устрашающей внешности и добрейшей души.
Сознание, что за меня заплачены наличные деньги, прибавило мне ответственности. Я стал серьезнее.
Его ситуация: когда он хотел быть хорошим, чертовски не везло, попадал в дурацкие ситуации, и его чуть не пристрелили, а когда вместе с маленьким хозяином сбежал в лес - оказался героем, вроде как спас мальчишку от похищения. Опять же, не смогла стопроцентно отвлечься от О. Генри и увидела здесь рассказ "Фараон и хорал", только переведённый в "собачью" плоскость. Так или иначе, пёс очарователен и моментами очень мудр)).
Вам всякая собака скажет: медалисты ужасные воображалы. Они так задирают нос, что даже в конуру с первого раза зайти не могут.
Не буду разбирать каждый рассказ, а то придётся ещё и по творчеству американского мастера короткого рассказа пройтись, поэтому отмечу лишь одну особенность: чёткого отбора произведений для сборника вроде как нет, но приблизительно сформулировать принцип, их объединяющий, можно так: каждый человек (или даже собака) может изменить свою жизнь, только для этого нужно что-то сделать. Нужен поступок, а не безвольное сидение на попе месте.
А для лучшего ощущения эпохи, где некрасивые полицейские завоёвывают любовь самых красивых девушек, где уроки танцев могут заменить дары волхвов, где ресторан, из которого тебя могут выставить в любую минуту, становится фишкой нью-йоркской богемы, Alexander's Ragtime.(реально музыка, упомянутая в одном из рассказов, начинается примерно с 30-ой секунды).
02:47