Найти тему
Идеономика

Сет Годин: Действительно ли информация хочет быть бесплатной?

Тридцать пять лет назад в беседе со Стивом Возняком, пионером персональных компьютеров, Стюарт Бренд (основатель каталога «Вся Земля») сказал:

С одной стороны — это твоя позиция, Воз — информация в каком-то смысле хочет быть дорогостоящей, потому что она очень ценна; нужная информация в нужном месте просто изменяет вашу жизнь. С другой стороны, информация почти что хочет быть бесплатной, потому что затраты на ее получение все меньше и меньше. И вот эти две силы борются друг против друга.

Это провидческая фраза, и она заслуживает того, чтобы ее цитировали или хотя бы правильно перефразировали.

Информация хочет быть бесплатной или она хочет быть дорогой.

Как оба этих утверждения могут быть верными одновременно?

Если говорить об информации, которой требуется сетевой эффект, которая наиболее полезна, когда ею владеет множество людей, которая изменяет культуру, то лучший способ добиться этого эффекта - сделать информацию бесплатной. Алфавит хочет и должен быть бесплатным. Ведь если бы нам пришлось платить, чтобы выучить набор букв и использовать его для составления слов, он не был бы принят повсеместно, и его постиг бы провал. То же самое можно сказать и о погоне за хитами. Цель лейбла — попасть на радио, даже если радио раздает музыку слушателям просто так. Музыка «стоит» больше, когда это хит.

Проблема для многих авторов заключается в том, что они привыкли к помехам, связанным с их творениями, нацеленными на массовое производство, к помехам, которые раньше приносили им больше, чем сейчас. Это то изменение, о котором в числе прочего говорит Брэнд.

Но некоторая информация ценна, потому что она создает барьеры для входа, дает небольшому количеству людей отличную фору, обеспечивает статус, позволяет решить конкретную проблему в режиме реального времени и так далее.

Нет оснований, чтобы дизайн оригинальной пристройки к дому, выполненный известным архитектором, был бесплатным. Человек, который покупает дом, не получает выгоды от того, что дизайн достался ему бесплатно, — его выгода в статусе, который он завоевывает из-за редкости этого дизайна.

А информация, полученная на семинаре с платным доступом, стоит больше, потому что вы можете ее изучить, а другие — нет.

А Майкл Блумберг — миллиардер, потому что его компания продает информацию другим компаниям всего на несколько секунд быстрее, чем они могут получить ее где-либо еще. Издержки на получение информации создают дефицит, а дефицит создает ценность.