человек найдет смысл в происходящем, когда с ним происходит что-то страшное. Годный рецепт? Да, но...
А тут уже возникает вопрос: смысл можно найти любой или смысл должен быть объективно существующим?
Понимаете, от ПТСТР помогает даже бредовый смысл. Я читала историю, когда мужчина, у которого умерла жена в родах нашел смысл в том, чтобы ходить к гадалке, платить ей и та ему порчу с рода снимала. ПТСТР у него не было, он видел смысл в очищении рода от порчи, но помогло ли ему это?
У него, естественно, потом был конфликт с остальными членами семьи, которых он начал загонять к той ясновидящей, чтоб уж наверняка весь род исцелить. И он потратил очень много денег. Но жил без ПТСТР.
То есть, когда видишь перед собой человека в острой ситуации стоит ему помочь найти придуманный и ложный смысл, который ему удобен, чтоб у него не было ПТСТР или все же возвращать в реальность? От ложного смысла станет легче, но...
При проживании горя реальность важна. Там пока на оценишь отношения с ушедшим реально, а не придумано-прекрасно работа горя не пройдет. Но если человек не тестирует реальность в плане похода к ясновидящей, то как он в нее вернется для проживания горя? Вот честно не знаю.
(Кстати знаете, чем отличается проживание горя, если горе по потере человека от горя по какому-то событию или потере чего-го либо материального? Горе, кстати, может быть и от того, что любимая чашка разбилась. Стадии и динамика та же, но нет памятных дат, которые надо проживать без потерянного человека (день рождения, Новый год и т.д.), поэтому пойдет быстрее, не обязательно нужен год и вот этот круг дат.)
И еще вопрос, человека от идеи ясновидящей и темы порчи оттащить не получится, он будет дико сопротивляется. Можно только установить некий нейтралитет толерантности: «я не верю в прочу, но уважаю Ваше право в это верить». А сопротивление не просто так. Его психика значит не готова принять другое. Но пока он не в реальности он будет очень неадекватно все воспринимать и также поступать. Этакая жизнь по сне в лучшем случае.
В общем не могу я ответить на вопрос хорошо или нет, когда человек чтоб прожить горе придумывает смысл горя, которого нет.
На самом деле нет очевидного смысла, который можно помочь страдающему увидеть во всех вот прям ситуациях страдания. Ну в чем смысл концлагерей? Кто-то лучше стал? Но кто-то стал хуже и сломался. И много народа погибло. Тут можно для себя, если выжил искать отношение, и что это тебе дало, но говорить огульно, что в ряде трагических событий есть смысл – нельзя. Поэтому может порча и гадалка не плохой вариант?
Вернее, он есть, но он непостижим людям, а говорить типа «вот однозначно он» - слукавить. Не вижу я со своей человеческой точки зрения очевидного смыла в войнах, жёсткости и трагедиях. Но видимо с другой точки зрения, свыше, может быть иначе. Но я про это не знаю.