🌿 Тесен путь, ведущий в Царство Божие. Об этом свидетельствовал Спаситель всем Своим последователям. И не надо удивляться. Станешь делать зло, люди могут хвалить тебя, да Господь накажет. Делаешь ли добро, люди могут казнить, а Господь наградит. Христос творил лишь добро, но люди распяли Его.
Не оглядывайся на людей, стремись к Богу. Не страшись, укрепляйся на пути, которым пошел.
Береги душу, брат, это единственное твое сокровище, больше тебе ничего не принадлежит; когда прозвучит небесный зов, все оставишь, только душу понесешь с собой и на суд Божий вынесешь, а Бог увидит, какова она и каковы ее дела. Молитвой, постом и милостыней очищай душу, ведь чистишь платье и не идешь в грязной одежде на веселье. Ангелы Божии не дадут войти в Царство света и радости, если не очистимся. Пойди на кладбище и посмотри, куда попадает вся слава и богатство, все изысканные яства и одежды, все, ради чего мы теряем Бога и душу!
Подчини каждый день службе на пользу твоей души. Исполни его дыханием Духа Божия, да направит Он тебя на всякое благо. Если не сделаешь этого, Он сомнет тебя, как тряпку, и бросит в пустоту. Словно бурный поток, который неумелые не могут направить на свою мельницу и который увлекает их вниз, в бездну, так и время нашей жизни на земле спасает и несет на крыльях разумных, а безумных опрокидывает и сталкивает в пропасть. Одним служит, над другими господствует. Время для одних – седло, для других – наездник.
Как нужно заботиться о спасении души? Чтобы не перечислять мне здесь, читайте Евангелие и спросите Церковь. Нет в мире сокровища драгоценнее души человеческой. И именно это сокровище надлежит спасти от погибели и смерти. Человеческая душа в очах Божиих драгоценнее всего материального мира, по слову Христа: что вам пользы, если весь мир завоюете, а душу погубите? (Мф. 16:26; Мк. 8:36; Лк. 9:25). Не может быть, следовательно, заботы, более достойной человека, чем забота о спасении души. Почему забота о спасении души – величайшая забота, достойная человека? Потому что душа – величайшее сокровище на земле, а величайшее сокровище нуждается в наибольшей заботе.
Нет числа средствам и способам, которые использует Господь в управлении судьбой человека к добру. Иногда растения, камни и животные служат орудиями Божия Промысла. На духовную перемену пророка Ионы подействовало растение (Иона 4:6–10), а на гадателя Валаама повлияла его ослица и он из языческого гадателя обратился в пророка Бога живого (Чис. 22:23–33). Не замечаете ли вы иногда и в себе необычные мысли, светлые, как огоньки? Это Бог действует на вас через ваши мысли. Или не удивляло ли вас иногда то, что вам вдруг кто-то как бы вскользь рассказал о судьбе человека, который страдал теми же тайными грехами и пороками, что и вы? И слушая его рассказ, смущалась ваша душа и трепетала совесть; вы внутренне гневались, почему ваш посетитель именно вам рассказывает эту историю, и делаете вид, что вы здесь ни при чем. А это посланник Божий, братья, хотя он и сам того не ведает. Не случайно он рассказал вам то, что должно послужить знаком и предостережением, и это главное, ради чего он пришел к вам, послан благим Промыслом, ибо чаще всего Бог действует на людей через людей.
По неизреченному человеколюбию Бог хочет, чтобы все люди спаслись (1Тим. 2:4), и никто ни одному человеку не может помешать спастись, если он сам себе не помешает. Трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19:23) не потому, что он богат, а потому что редко богатый может победить искушения, которые исходят от богатства. Редко богатый может удержаться от злоупотребления богатством, мало на свете богатых, которые на свое богатство не приобрели ад вместо рая, вечные муки вместо вечной жизни. Мало тех, кто не прилепился сердцем к богатству и не отпал от Создателя своего. Мало, но такие были. Трудно богатому войти в Царство Небесное, но некоторые вошли. Вошел святитель Николай, вошел царь Неманя, вошли и другие. Богатство не помешало, а даже помогло им войти в Царство, ибо они употребили его во славу Божию и для спасения ближних. Обладая богатством, они были внутренне свободны от него. Все, что они имели, они считали Божиим имением, а себя рабами Божиими и казначеями чужого достояния, которым они распоряжались и которое раздавали согласно евангельским заповедям.
Когда человек поворачивает свое лицо к Богу, все пути его ведут к Богу. Когда человек отворачивается от Бога, все пути ведут его к погибели. Когда человек окончательно отрекается от Бога и словом, и сердцем, он уже ничего не способен создать и сделать, что не служило бы к его полному разрушению, и телесному, и душевному. Потому не спеши наказывать безбожника: он нашел своего палача в самом себе, самого беспощадного, какой только может быть в этом мире.
Несчастные безбожники! Они рассуждают о червях, которые ожидают их; они утверждают, что земной путь с обезьяны начинается и червями заканчивается. Насколько я счастливей безбожников!
Я знаю, что мой путь с Бога начинается и Богом завершается. Бог послал меня сюда и ждет моего возвращения. Я постараюсь вернуться сыном, а не наемником. Наемник уже в сем веке получил свою плату. А сыну только предстоит войти в щедрую отчизну. Хочу вернуться сыном. Готовлюсь, словно невеста к свадьбе. Облекаюсь в украшения, которые Ему по душе. Ибо Отец мой, великий Царь, окружённый сиятельными царедворцами, и мне место уготовил. Ждет лишь, пока облачусь, и возьмет меня – отделяет меня от Него только завеса, за которой облачаюсь. Сердце мое трепещет от радости, чувствую близость встречи. Знаю, Он ждет меня у дверей! Се, стою у двери (Откр. 3:20).
Тщетно бежать от Бога, от Него не скроешься, хоть и не будет преследовать тебя, но будет ждать, и ждать не там, где ты оставил Его, но повсюду, на всех стезях, всех перекрестках мира. Проще пробежать мимо луны, чем мимо Бога, легче убежать от воздуха, чем от Бога.
Когда люди искажают отношение к Богу, единственной реальности и ценности, тогда все их отношения автоматически становятся ложными. Ложные теории о Боге неминуемо влекут за собой ложные научные, ложные политические и ложные общественные теории. Одна ложь рождает другую, первая ссылается на вторую, вторая зовет на помощь третью. Ловкость ценится выше добродетели, а количество выше качества. И люди тогда понимают, что они задыхаются во лжи, и восклицают: всюду ложь! Но никто не возвращается к истине. Подобно далеко заплывшим пловцам, они теряют силы, хватаются друг за друга, видят, что тонут, но продолжают звать друг друга на помощь.
Если бы сегодня какой-нибудь юноша спросил меня, как спасти свою душу, я не раздумывая ответил бы ему: возьми на себя бремя заботы о ближнем! Ибо всякая душа, не знающая заботы о ком-то, кроме заботы о самом себе, или уже погибла, или находится на грани гибели. Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем. Трудно будет только вначале, но, когда начнут, уверятся, что забота о других много слаще заботы о себе. Все великие учителя веры, следуя закону, учили людей жить и трудиться, и заботиться о других людях, ближних и дальних. Живя ради других, мы не отвергаем свою собственную жизнь, наоборот, мы утверждаем и расширяем ее границы. Заботясь о других, мы не делаем свою жизнь горше, наоборот, вносим в нее сладость и утешение. Потому Христос не проповедовал ничего противоестественного или сверхъестественного, когда проповедовал любовь к ближнему.
Пусть все твои труды, внутренние и внешние, будут направлены на возделывание души, ибо только душу можно спасти от беспощадности смерти. Но не ожидай, что без долгой и трудной духовной брани сможешь убелить свою душу. И весь твой труд может оказаться бесплодным без животворящей благодати Божией. Именно благодать и есть то, что вода при стирке полотна. Прачка трудится руками, использует мыло, доску, корыто, но промывает, отбеливает только вода. Так же и с тобой: тебе надлежит пост, молитва, покаяние и добрые дела, но благодать есть Божия вода, что омывает, чистит и убеляет. Потому и молится пророк: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей... омый мя... и паче снега убелюся (Пс. 50:3, 4, 9).
Бдительность заповедана вам. А бдительность – это бодрствование. Бодрствование и чуткое ожидание. Бдительность над собой: над своими помыслами, желаниями и делами – строгое правило вашей веры. Бдительность обостряет духовное зрение, чтобы отличать доброе от злого, чтобы знать, кто входит в сердце ваше и от кого приходят помыслы. Бодрствование отпугивает врага и встречает друга. Чуткое ожидание усиливает любовь и очищает совесть. На кого устремлено ваше самое чуткое ожидание? На Возлюбленного, на самого Любимого. На Того, любовь Которого привела вас в этот мир и Чья любовь встретит вас в ином мире. Вот обещал Он прийти. И души человеческие трепещут от обещания Его, так же как любящее сердце трепещет в ожидании любимого.
Один паломник пришел в священную Жичу и увидел множество строителей, работающих на восстановлении монастыря. Он спросил их, есть ли в монастыре духовный строитель, который научил бы его, как построить дом души. Его направили к старцу, который сказал ему: «Копай место для фундамента глубоким богомыслием. Фундаментом сделай камень заповедей Христовых. Погаси известь слезами покаяния, добавь в известь побольше песка молитвы. Смешай штукатурку с цементом любви к Богу, укрепи каждый кирпич молотком веры. Построй леса из крепкой надежды, проверь отвесом послушания, намажь стены маслом милосердия, покрой крышей из псалмов и духовных песен, жития святых поставь вместо столбов, двери и окна сделай из дерева, порода которого называется бодрствование, полы всех комнат выложи досками терпения, поставь мебель из добрых дел, освяти дом крестным знамением и вселись в него. Такой дом не разорит ни время, ни вечность, и душа твоя жива будет».
Не записывай своих добрых дел: если запишешь, написанное быстро поблекнет; если забудешь, они будут вписаны в вечность. Не записывай прегрешений соседа: если запишешь, половина ляжет на тебя. Забудь о них, и Господь забудет твои грехи.
Каждый день грешить и каждый день каяться – значит топтаться на месте, вместо того чтобы идти вперед. До тех пор, пока покаяние не пересилит и грех не уменьшится, дни наши будут наполнены строительством и разрушением одной и той же башни. Должно потрудиться, чтобы однажды сохранилось хоть что-нибудь не разрушенное со вчерашнего дня. Этот день будет первым днем твоей жизни.
Живите в мире друг с другом, насколько это в ваших силах, а в ваших силах почти все. Если кто-нибудь обидит, спроси себя: разве я никого не обижал? Этот вопрос избавит тебя от спора. Если кто-то оскорбит, спроси себя: разве я никого не оскорблял? Если кто-то причинит тебе вред или украдет что-либо, спроси себя: разве я никому не причинял вреда? Это удержит тебя от тяжбы и погасит опустошительный огонь ненависти и зла.
И если кто-то из братьев досадит тебе, сделай так, как учит тот же великий апостол Павел, вот как он учит и обличает: А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду, вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев (1Кор. 6:4–8).
Нужно увидеть и признать свою страсть, говорят моралисты. Но разве этого достаточно? Пока человек не убоится и не возненавидит свою страсть, как телесную болезнь, не сможет исцелиться. Пусть каждый представит свою страсть подобно телесной болезни. Это важно для исцеления. Например, славолюбие – как воспаление легких, блуд – как рак, упрямство – как туберкулёз, зависть – как холеру, пьянство – как тиф, чревоугодие – как оспу, тщеславие – как ревматизм, гордость – как паралич. Когда, может быть, человек воскликнет, как некогда пророк Исаия: От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1:6). Или как апостол: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7:24). Посмотри на Него, как в зеркало, чтобы увидеть свои раны, прикоснись к Нему, чтобы исцелил тебя, поклонись Ему – Богу, чтобы открыл тебе Свои вечные тайны.
Есть верующие, Господи, но послушных мало.
Кому быть мне послушным, если не Всемогущему? Разве поднимут меня падшие, смертные – укрепят меня?
Кому быть мне послушным, если не Святейшему? Разве грешники сохранят меня, и злодеи спасут душу?
Как назвали бы человека, заплутавшего и увидевшего свет во тьме ночной, но стопы свои к нему не направившего? И как бы назвали кормчего, маяк на берегу увидевшего и в сторону свернувшего?
Так же назовём непослушных верующих.
Ощутил Ты жало непослушания моего: прости, Любовь моя! С тех пор как ранила меня любовь Твоя, стыд меня жжет от воспоминаний о моем небрежении. Украсил я себя верою, словно цветами, но своими путями ходил, не замечая, как любовь Твоя за мной следует. Ныне открылись глаза мои на любовь Твою. Больно ранил Ты меня, и жжет меня рана, яко огнь.
Кому исповедать мне грех свой, если не Тебе, Которому согрешил? Зачем исповедоваться мне непослушным, которые скажут мне: немного согрешил ты, ибо и мы то же творили? Своим грехом оправдают грех мой и не принесут мне утешения. Больно ранил Ты меня, и жжет меня рана, яко огнь.
Бесконечна милость Твоя, и отверз Ты очи мне прежде, чем умер я. Прости, Господи, и повелевай рабом Своим!
Как кротко Ты глядишь, как будто никогда я пред Тобой не согрешал!
Повелевай, Господи, и хлещи кнутом, и помоги совести моей хлестать меня. Больно ранил Ты меня, и жжет меня рана, яко огнь.
Пусть рана жжет меня, словно три пламени. Пока не научусь быть послушным, словно небесный ангел. Пока послушание воле Твоей, Господи, не станет единственным утешением дней и ночей моих до скончания веков.
Смирение – первая добродетель, которую Христос проповедал людям в Нагорной проповеди. И Своим примером Он явил эту добродетель, родившись не в царских палатах, а в овечьей пещере.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5:4). Слезы гасят гнев, утоляют жажду мести, отвращают от убийства, исцеляют гордость, живят сердце. Смиренный полон слез, покаяния, сострадания и милосердия; он угоден Богу, и Бог дает ему утешение и здесь, во времени, и там, в вечности. Сатана учил людей смеяться холодным бессердечным смехом, чтобы после смерти они попали в его мрачную обитель, где плач безутешный и скрежет зубовный.
Нищета духовная, или сокрушенность, есть особенность лучших умов, которые когда-либо посещали мир. Это сознание своего недостоинства перед величием Божиим, сознание своей нечистоты перед чистотой Творца, сознание своей полной зависимости от безграничной силы Божией. Царь Давид говорил о себе: Я же червь, а не человек (Пс. 21:7). А царь Давид неумным не был; напротив, он обладал богатым, гениальным умом. Сын его, премудрый Соломон, пишет: Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой (Притч. 3:5).
Это и значит быть нищим духом, то есть полностью ввериться Господу и не доверять себе. Блажен тот, кто способен искренне исповедать: моя сила ничтожна, мой разум немощен, воля моя неустойчива. Господи, помоги мне! Нищий духом – это тот святой, который может вслед за апостолом сказать: я не знаю ничего, кроме Христа. Нищий духом – это тот ученый, который, подобно Ньютону, признаёт, что его незнание бесконечно больше его знания. Нищий духом – это тот богач, который вместе с богатым Иовом говорит: наг я пришел в этот мир, наг и отойду из него (Иов. 1:21).
Есть только один способ победить зло, и вы успешно его применяете: своим честным трудом вы содержите себя и четверых детей. Но вот вы не смогли оплатить жилье, и хозяин пришёл описывать вещи. Дети плакали, вы замерли в страхе. Когда хозяин понял, что всех вещей не хватит, чтобы покрыть долг, он стал страшно кричать на вас. Тогда вы сняли с шеи ожерелье, память о муже, его подарок на венчание, достали часы, которые ваш отец завещал старшему сыну. «Возьмите и это», – сказали вы хозяину. Сердце его дрогнуло: он ведь тоже человек. И он ушел, бормоча: «Живите, когда сможете, заплатите». Вы поступили по слову Христа: не противься злому (Мф. 5:39). Подобное произошло во время австрийской оккупации в деревне Сибница. Жил там один Божий человек, дядя Фоджа. Когда солдаты хотели сжечь его дом и приказали ему вынести из дома свои вещи, он не пошел в дом, но принес из сарая дрова. На вопрос солдат, зачем он это сделал, он кротко ответил: «Чтобы помочь вам поджечь дом». Дрогнуло сердце оккупантов: ведь и они люди. Они развернулись и ушли. Остался невредим дом человека Божия.
За истиной спешит душа моя, и бегу нет конца, и не знает она имени усталость.
Но смирись, душа, и смирением привлеки истину. Откройся свету, душа, и свет придет в тебя.