Всем привет! Сегодня знакомимся с ещё одной важной фигурой на шахматной доске остросюжетного психологического триллера - американской писательницей Карин Слотер. Об авторе на просторах интернета информации немного: известно, что писать рассказы и романы она начала в раннем детстве, в большой литературе дебютировала в 2001 году, с тех пор написав 21 роман (а это, ни хухры - мухры, по одному роману в год), которые были переведены на 30 языков и разошлись по миру тиражом в 16 миллионов экземпляров. Помимо этого, Карин является лауреатом престижнейших литературных премий в номинации "Остросюжетная литература", включая премию Эдгара По, а о её творчестве с восторгом отзываются такие маститые коллеги по литературному цеху, как Гиллиан Флинн, Камилла Лэкберг и Кэтрин Стокетт. Естественно, пропустить такую крупную фигуру в любимом жанре я просто не мог, и решил познакомиться с автором поближе. Для знакомства выбрал случайно попавшийся под руку роман Слотер "Хорошая дочь".
В Пайквилле, штат Джорджия, Расти Куинна прозвали "адвокатом проклятых" за его убеждение браться за дела, от которых отказались другие защитники. Расти защищал всех подряд - убийц, насильников, киднепперов, и никогда не думал, что его карьера может как - то навредить его семье. Он жестоко ошибался - однажды вечером в его дом пришли двое неизвестных. В результате жена Расти погибла, старшая дочь Саманта чудом выжила, младшая Шарлотта, оказавшись под дулом пистолета, пережила глубочайшую психическую травму... Спустя двадцать восемь лет Шарлотта, пошедшая по стопам отца и ставшая юристом, становится случайным свидетелем стрельбы в местной школе. Произошедшее воскрешает воспоминания о событиях того дня, которые она так тщательно прятала в уголках своей памяти. По силам ли Шарлотте будет справиться с этими воспоминаниями в одиночку? Или ей придётся восстановить ниточки родства между отцом и сестрой, которые, казалось, были разорваны навсегда?
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, каким произведением вдохновлялась Слотер при работе над своей книгой - уши бессмертного романа Харпер Ли "Убить пересмешника" (Пулитцеровская премия 1961 года) торчат буквально из каждой строчки "Хорошей дочери". Как и его литературный предшественник, адвокат Аттикус Финч, Расти Куин верит в торжество правосудия и в то, что даже самые законченные подонки имеют право на второй шанс. Его убеждение неспособно поколебать ничто - ни всеобщая ненависть жителей крошечного городка, ни откровенные нападки горожан, ни поджог дома за защиту чернокожего, ни склоки с собственной женой, ни потенциальная опасность для дочерей... Расти, как и Аттикус Финч, был уверен, что всё делает правильно, и, как и Аттикус Финч, однажды дорого заплатил за свои убеждения. Однако, при всей сюжетной схожести с предшественником, который, по сути, был романом взросления, у "Хорошей дочери" есть существенное отличие: это все-таки юридический процедурал с элементами психологической драмы. Повествование стартует с места в карьер ( все ключевые события романа происходят на первых шестидесяти страницах), а потом вдруг замедляется, превращаясь в юридический триллер о защите девочки - подростка, устроившей стрельбу в школе. Бесконечные допросы подозреваемых, опросы свидетелей, обыски, поиски улик, прения между обвинением и защитой, поток юридической лексики... Любителям динамичных книг может показаться, что бодро стартовав, "Хорошая дочь" превратилась в производственное "мыло", но мне так не показалось, знал ведь, на что шел - с жанром юридического процедурала знаком (не так давно прочитал схожую по динамике "Жену убийцы" Виктора Метоса).
Тем более, что Слотер периодически придаёт истории остроты: то noir атмосферой сонного с виду городка Пайквилль, на задворках которого запросто можно купить наркотики и оружие, а история любого из их "рэднековых" обитателей - готовый сюжет для сценария программы "Мужское/Женское", то изображением правящих в Пайквилле кланов (местный шериф и окружной прокурор, например, родные братья, что позволяет сотрудникам полиции несколько превышать должностные полномочия, а маргинальной семейке Кулпепперов, разделившей жизнь Куиннов на "до" и "после", и в дальнейшем продолжать портить им жизнь), то флешбеками сестёр о той страшной ночи, после которой они уже никогда не будут прежними (Саманта, чудом выжив, останется инвалидом, а Шарлотта будет на протяжении жизни тяготиться чувством вины за то, что бросила сестру в опасности, которое не позволит ей жить полноценной жизнью). Но давайте не забывать, что "Хорошая дочь" замешана на психологии, и человеческие отношения - краеугольный камень всего повествования, придающий ему наибольшей остроты. Сможет ли Шарлотта перешагнуть комплекс вины, мешающий ей полноценно жить? Сможет ли Саманта простить сестру, выбравшую карьеру в офисе отца, которого Саманта считает косвенным виновником событий той ночи? Сможет ли перестать прятаться за тень девочки под дулом пистолета и перебороть обиду на отца, который, по её мнению, сделает что угодно и пожертвует чем угодно, даже собственной семьёй, ради подзащитного, и заменить его в роли защитника Келли Уилсон? Смогут ли девочки понять, что несмотря на то, как по разному сложились их судьбы, они не стали чужими друг другу, осознают ли, "что не оглядываться назад- не значит не смотреть вперёд или не пытаться двигаться вперёд вместе, как и положено нормальным сёстрам(с)? (ах какая тут чудесная метафора с эстафетной палочкой в начале повествования! ) Дочитайте до конца - Слотер с лихвой ответит на все вопросы. Добавьте к этому два финальных твиста, переворачивающих повествование с ног на голову, один из которых многое объясняет (почему, например, Зак Кулпеппер, ожидающий смертной казни в тюрьме, ежемесячно присылает Расти письмо с одной - единственной фразой: "Ты мне должен!"), а про второй рассказывать не буду, ибо это приведёт к неизбежным спойлерам, и на выходе получите драматичную историю о том, что нужно научиться отпускать прошлое, каким бы жестоким оно ни было, что чувство вины способно остановить нас в саморазвитии, а обида поставить на рельсы саморазрушения. Если вам по душе такие глубоко психологичные истории с элементами драмы и вкраплениями детектива и не смущает обилие ненормативной лексики, добро пожаловать- разочарованы точно не будете.