Найти тему
Учительская

Покоряя новые вершины

В апреле этого года в столице наградили победителей и призеров чемпионата профессионального мастерства «Московские мастера». Ими стали 949 школьников и студентов колледжей города. Помимо памятных медалей и дипломов они получили 793 сертификата на стажировки, 30 – на прохождение производственной практики, 65 – на экскурсии на производство, а также 65 предложений о заключении трудового договора с предприятиями – партнерами чемпионата, которыми стали 219 организаций Москвы

В соревнованиях приняли участие свыше 30 тысяч конкурсантов из более чем 400 учебных заведений. Они продемонстрировали навыки в 238 компетенциях в двух возрастных категориях. Студенты колледжей состязались в 147 направлениях, а школьники старше 14 лет – в 91 дисциплине. Сейчас формируется состав сборной Москвы, в которую войдут победители и призеры московского этапа, они представят столицу на всероссийских состязаниях.

Но что же происходит, когда чемпионат уже завершен? Об этом мы поговорили с участниками, которые прошли этот путь и стали востребованными специалистами в своих компетенциях.

Конкурсы профессионального мастерства – насколько это необходимо? Что дает это участникам? Это демонстрация своих умений или возможность узнать, чего в этой области добились другие?

Роман ДОНЧЕВСКИЙ, компетенция «Обслуживание авиационной техники»

– Роман, расскажите о времени, когда вы были участником, о подготовке к чемпионатам, о ваших достижениях.

– Быть участником чемпионатного движения профессионального мастерства – это 100% реализации своего потенциала в профессии, в любимом деле. Важно понимать, что это значит постоянная работа над собой и своими возможностями. Мой первый результат – победа в открытом региональном чемпионате города Москвы. Следующими шагами стали отборочные соревнования и «золото» на финале национального чемпионата в Краснодаре в 2017 году. Не помню, что происходило на площадке. Я все три дня жил с установкой, что это мой шанс и я не прощу себе, если его упущу. Выиграл. Были еще отборочные соревнования в расширенный состав национальной сборной в Ульяновске. Опыт участника конкурсов профмастерства стал для меня отличным шансом реализовать свой интерес и точнее выстроить профессиональный путь.

– Что повлияло на ваше решение стать экспертом и/или тренером?

– Первоначально не планировал быть экспертом. Я мечтал работать в Роскосмосе, устроился в ГНЦ «Центр Келдыша», он входил в состав Роскосмоса. Иногда меня звал родной колледж на мастер-классы. Я все чаще начал их проводить и заниматься с участниками регионального чемпионата Москвы. Знания, которыми я обладал на тот момент, старался передать участникам, и директор предложил мне остаться работать в колледже. Для меня это был сложный выбор. Но я его сделал и сейчас работаю мастером производственного обучения.

– Что для вас самое важное в работе эксперта/тренера?

– Я молодой эксперт и понял, что работа эксперта – это наука. Настроить, научить, подготовить морально и практически участника – это очень сложная работа. Я считаю, что нужно прежде всего не сомневаться в участнике и уделять ему время.

– Расскажите о достижениях ваших участников.

– Я могу гордиться призовыми местами всех участников, которых я подготовил, они проделали большую работу и принесли городу призовые места различного достоинства. Это все студенты Политехнического колледжа имени Н.Н.Годовикова.

– Что дальше? Как вы видите свои перспективы и перспективы ваших подопечных?

– Я продолжаю работать в Политехническом колледже имени Н.Н.Годовикова. Развиваюсь как эксперт компетенции «Обслуживание авиационной техники».

Ребята, с которыми я работал в этом сезоне, настоящие профессионалы, подготовленные по высоким стандартам, готовые работать. Перспектив много, есть несколько основных направлений развития – работа на авиационных предприятиях и компаниях. Уже сейчас они могут начать свою деятельность в позиции эксперта или тренера. На мой взгляд, самое правильное решение – это пройти отбор в сборную, у них есть все шансы.

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Максим НОВИКОВ, компетенция «Промышленная автоматика»

– Максим, как началась ваша история участия в конкурсах?

– В 2017 году я начал готовиться по компетенции «Промышленная автоматика» основной возрастной категории, стал победителем регионального чемпионата Москвы. Далее тренировки у международного эксперта, участие в отборочных соревнованиях на право участия в финале национального чемпионата, и затем финал национального чемпионата, который проходил в Южно-Сахалинске, где я стал серебряным призером.

– Расскажите о времени, когда вы были участником, о подготовке к чемпионатам, о ваших достижениях.

– В течение всего 2018 года был организован тренировочный процесс, в котором были отработка всего конкурсного задания, а также психофизические нагрузки, тренировки в определенных условиях окружающей среды, тренинги по взаимопониманию с тренером и экспертом, на выезде в другие города в статусе «вне конкурса». Вот так в течение года с самого утра и до самого вечера шла работа на результат нашей команды.

– Что повлияло на ваше решение стать экспертом и/или тренером?

– За время моей подготовки к национальному чемпионату я получил богатый опыт в своей профессии, понимание многих технологических процессов, о которых пока не попробуешь, не узнаешь. Мой профессиональный уровень оценили представители работодателей, стали поступать предложения о работе на предприятиях. Я хочу дальше развиваться, это одна из вещей, которая мне интересна в конкурсах. Возможность включения в профессиональное сообщество, развитие профессиональных качеств посредством взаимодействия с лучшими представителями индустрии. Конкурсы профмастерства – это возможность быть в тренде развития своей профессии и развивать свои профессиональные навыки вместе с развитием отрасли.

– Расскажите о достижениях ваших участников?

– Я готовлю участников по компетенции «Промышленная автоматика». Несколько моих учеников стали золотыми и серебряными призерами. Сейчас я продолжаю готовить ребят по этой компетенции.

– Что дальше? Как вы видите свои перспективы и перспективы ваших подопечных?

– Перспектива подопечного – взять «золото» в своей категории и продолжить участие в чемпионатах. Конечно, успешно. Свои перспективы я вижу в роли тренера – продолжить обучение своих участников, в сентябре этого года организовать отбор новых участников. Как профессионал и востребованный специалист я участвую в производственных проектах, что позволит мне повышать свои профессиональные компетенции и, возможно, в будущем определять навыки, востребованные в нашей отрасли.

-2

Алина ТРЕБНИКОВА, компетенция «Эстетическая косметология»

– Алина, как началась ваша история участия в конкурсах?

– В 2015 году я получила специальность медицинской сестры, следующим шагом профессионального развития стал выбор специальности «косметолог». Местом обучения я выбрала Дом русской косметики. Светлана Всеволодовна Сикорская, международный эксперт по компетенции «Эстетическая косметология», ректор института, тогда рассказывала о возможности участия в чемпионатах по профессиональному мастерству. Я сразу решила попробовать себя.

– Расскажите о времени, когда вы были участником, о подготовке к чемпионатам, о ваших достижениях.

– Тренировочный процесс занимал все мое время, шла постоянная отработка навыков. Мы много путешествовали, набирались опыта. Сколько разных эмоций я испытала, каких замечательных людей встретила на своем пути, профессионалов, столько слез радости было от победы!

– Что повлияло на ваше решение стать экспертом и/или тренером?

– Стать тренером я решилась не сразу, начала давать мастер-классы, потом проводила тренировки для микрогрупп и со временем вошла в команду по подготовке участников. На данный момент, думаю, получилось хорошо. У нас отличная команда! Не буду скрывать, что, кем бы ты ни был, участником чемпионата, экспертом или тренером, это всегда требует полной отдачи и выкладки на 100%. Но это того стоит!

– Что для вас самое важное в работе эксперта/тренера?

– Прежде всего, как в работе тренера, так и в работе эксперта, быть полезной для своего участника и команды, найти контакт с самим участником и попытаться настроить на поставленную задачу с самого начала. Донести, для чего все-таки делается вся эта масштабная командная работа. Уделять внимание не просто отработке навыков, а в составе команды двигаться по собственным векторам развития. Начинающим экспертам хочу сказать, что важно хорошо знать документацию чемпионата, это определенным образом придает уверенности.

– Что изменилось у вас в профессиональном плане?

– Я осуществила свою мечту, открыв студию красоты. Уже год она успешно работает. Хочется отметить, что в рядах наших сотрудников вышедшие с чемпионатов специалисты, любящие свое дело и поистине ему верные.

– Продолжаете ли вы участие в чемпионатах? Если да, то в какой роли?

– Продолжаю участие в качестве тренера и эксперта, в частности, сейчас я назначена главным экспертом на проведение чемпионата Москвы 2023 года, а также в национальном чемпионате, который состоится совсем скоро.

– Где и кем вы сейчас работаете?

– Я продолжаю работать в технологическом колледже №34, параллельно веду практическую деятельность, принимая клиентов в своей студии.

Анна КОНАНЫХИНА, компетенции «Администрирование отеля» и «Ресторанный сервис»

– Анна, как началась история вашего участия в конкурсах профессионального мастерства?

– Я окончила колледж индустрии гостеприимства и менедж­мента №23 в 2019 году по специальности «гостиничное дело». И во время учебы стала участвовать в конкурсах профессионального мастерства: в 2018 году получила медальон за профессионализм на чемпионате профессионального мастерства города Москвы «Московские мастера» в компетенции «Администрирование отеля», а затем завоевала серебряную медаль на Всероссийской олимпиаде по сервису и туризму. Вообще должна сказать, что выбор профессии был осознанным, мне всегда нравилось работать с людьми, помогать им, и в моей дальнейшей судьбе все это счастливым образом совпало: сфера индустрии гостеприимства и работа со студентами.

Любое соревнование не проходит бесследно и дает новые профессиональные возможности. Для того чтобы не останавливаться в своем профессиональном росте, важно прислушиваться к мнению со стороны. Особенно если оно принадлежит компетентному эксперту. Специалисты, оценивающие нас на конкурсах, дают обратную связь, вдохновляют на правильные решения.

– Что для вас самое важное в работе эксперта/тренера?

– Во время учебы в колледже я участвовала в конкурсах профессионального мастерства и благодаря своим преподавателям успешно. И сейчас уже, преподавая, готовлю студентов к конкурсам. Кстати, мой опыт участия в этом очень помогает, я хорошо помню, что такое волнение, как нужно с ним справляться, как преодолевать себя. Все это важно не только для какого-то конкретного конкурса, но и для профессиональной деятельности в целом.

– Продолжаете ли вы участие в чемпионатах? Если да, то в какой роли?

– В этом учебном году на Московском детском чемпионате «Мастерята» по компетенции «Ресторанный сервис» я выступала уже в роли эксперта. Кроме того, я являюсь разработчиком примерной образовательной программы профессионального обучения по профессии «официант», эта программа разрабатывалась для всей Москвы. А уже в этом году у меня первый выпуск студентов в колледже. Очень горжусь своими ребятами.

– Нужно ли участвовать в чемпионатах?

– Непременно! Конкурс – это всегда новые вершины в профессиональном росте. У каждого специалиста есть чем поделиться с коллегами. В обычной жизни на это зачастую не хватает времени, а конкурс является свободной площадкой для демонстрации опыта и реализации самых смелых решений и идей. Настроиться на участие не всем просто, но для тех, кто это сделал, открываются дальнейшие горизонты.

Наталья КОСТЮНИНА, ведущий специалист отдела региональных и федеральных образовательных проектов Московского центра развития профессионального образования

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».