Найти тему
Назад в СССР

Почему в СССР подержанные автомобили часто были дороже новых

Кадр из художественного фильма "Золотой телёнок"
Кадр из художественного фильма "Золотой телёнок"

Ещё в 1931 году классики отечественной литературы Ильф и Петров в своём сатирическом романе "Золотой телёнок" вложили в уста главного героя Остапа Бендера слова: "Автомобиль, товарищи, – не роскошь, а средство передвижения". Эта фраза, ставшая крылатой, будет актуальна на протяжении многих десятилетий. Применительно к сегодняшним реалиям она работает.

Многие современные семьи имеют в своём распоряжении даже не по одному авто, а по два и более. Кроме того, для значительного числа наших соотечественников автомобиль является не только средством передвижения, но источником дохода.

То самое средство передвижения. Кадр из художественного фильма "Золотой телёнок"
То самое средство передвижения. Кадр из художественного фильма "Золотой телёнок"

А как в было в СССР? В советскую эпоху всё было по-другому. Это сейчас гражданин при наличии необходимой суммы запросто может купить автомобиль. Купить можно новую машину из автосалона, купить можно поддержанный авто. Всё зависит от наличия средств и вкусовых предпочтений нового владельца железного "коня". Причём чем старше машина, тем она дешевле. А в годы СССР иногда доходило до абсурда, когда машина, в течение нескольких лет поколесившая просторы страны, стоила дороже чем новая.

Почему в СССР подержанные автомобили часто были дороже новых?

Ответ на этот вопрос достаточно прост. Дело в том, что в Советском Союзе купить новый автомобиль было достаточно непросто. Даже при наличии необходимой суммы, которую многие семьи копили годами. Автомобилей в свободной продаже не было. Спрос на машины среди граждан постоянно рос, а отечественный автопром не успевал удовлетворять потребности советского общества.

Новенькие "Жигули", только с конвейера. Фото: ТАСС
Новенькие "Жигули", только с конвейера. Фото: ТАСС

Для того чтобы купить новенькую машину, необходимо было стать в очередь либо на месте своей работы, либо в месткоме. После постановки в очередь советскому гражданину оставалось только ожидать приближающегося дня заветной покупки.

Для кого-то это ожидание затягивалось на несколько месяцев или даже лет, а кто-то покупал машину спустя несколько недель после занятия очереди (при наличии блата). Правда, были отдельные везунчики, которые и без связей спустя короткое время становились счастливыми обладателями продукции советских автомобильных заводов. Но это, скорее, исключение из правил.

Самыми дорогими и комфортными в советское время были автомобили "Волга", но доступны они были не всем. Фото: © Горьковский автомобильный завод
Самыми дорогими и комфортными в советское время были автомобили "Волга", но доступны они были не всем. Фото: © Горьковский автомобильный завод

Теперь к вопросу о цене. Очень часто получалось так, что советский гражданин стоявший в очереди, например, за шестой моделью "Жигулей" получал вместо неё "копейку". И покупатель её брал. Иначе в очередь за машиной приходилось становиться заново.

При этом при оформлении покупки зачастую уже не обращали внимания на окраску. Брали в том цвете, в котором машины имелись в наличии. Хотел красную "шестёрку", а получил зелёную "копейку"... Это было нормальное явление. Хорошо ещё, когда покупатель после долго ожидания получал пусть и другую модель, но той же марки, что ждал. А ведь бывали случаи, когда вместо "Жигулей" приходилось брать "Москвич" и наоборот.

Автомобиль «Москвич-412» на главном конвейере Автомобильного завода имени Ленинского комсомола, 1973 год. Фото: © Валентин Хухлаев / ТАСС
Автомобиль «Москвич-412» на главном конвейере Автомобильного завода имени Ленинского комсомола, 1973 год. Фото: © Валентин Хухлаев / ТАСС

Разумеется, такое положение вещей не всех советских граждан устраивало. Человек – существо капризное, привыкшее добиваться желаемого. В результате через некоторое время автолюбитель старался сбыть машину ненавистного цвета или неподходящей модели, чтобы стать в очередь за нужным авто.

И покупатели на машины с пробегом находились. Иногда владелец продавал своего "коня" за сумму большую той, чем сам заплатил. Это объясняется постоянно возраставшим в стране спросом на автомобили. Не все хотели дожидаться своей очереди, а многие соотечественники ждали её годами. Спрос, как известно, диктует предложение.

Не забудьте поставить "лайк" и подписаться на канал!

Авто
268,3 тыс интересуются