Ещё в 1931 году классики отечественной литературы Ильф и Петров в своём сатирическом романе "Золотой телёнок" вложили в уста главного героя Остапа Бендера слова: "Автомобиль, товарищи, – не роскошь, а средство передвижения". Эта фраза, ставшая крылатой, будет актуальна на протяжении многих десятилетий. Применительно к сегодняшним реалиям она работает.
Многие современные семьи имеют в своём распоряжении даже не по одному авто, а по два и более. Кроме того, для значительного числа наших соотечественников автомобиль является не только средством передвижения, но источником дохода.
А как в было в СССР? В советскую эпоху всё было по-другому. Это сейчас гражданин при наличии необходимой суммы запросто может купить автомобиль. Купить можно новую машину из автосалона, купить можно поддержанный авто. Всё зависит от наличия средств и вкусовых предпочтений нового владельца железного "коня". Причём чем старше машина, тем она дешевле. А в годы СССР иногда доходило до абсурда, когда машина, в течение нескольких лет поколесившая просторы страны, стоила дороже чем новая.
Почему в СССР подержанные автомобили часто были дороже новых?
Ответ на этот вопрос достаточно прост. Дело в том, что в Советском Союзе купить новый автомобиль было достаточно непросто. Даже при наличии необходимой суммы, которую многие семьи копили годами. Автомобилей в свободной продаже не было. Спрос на машины среди граждан постоянно рос, а отечественный автопром не успевал удовлетворять потребности советского общества.
Для того чтобы купить новенькую машину, необходимо было стать в очередь либо на месте своей работы, либо в месткоме. После постановки в очередь советскому гражданину оставалось только ожидать приближающегося дня заветной покупки.
Для кого-то это ожидание затягивалось на несколько месяцев или даже лет, а кто-то покупал машину спустя несколько недель после занятия очереди (при наличии блата). Правда, были отдельные везунчики, которые и без связей спустя короткое время становились счастливыми обладателями продукции советских автомобильных заводов. Но это, скорее, исключение из правил.
Теперь к вопросу о цене. Очень часто получалось так, что советский гражданин стоявший в очереди, например, за шестой моделью "Жигулей" получал вместо неё "копейку". И покупатель её брал. Иначе в очередь за машиной приходилось становиться заново.
При этом при оформлении покупки зачастую уже не обращали внимания на окраску. Брали в том цвете, в котором машины имелись в наличии. Хотел красную "шестёрку", а получил зелёную "копейку"... Это было нормальное явление. Хорошо ещё, когда покупатель после долго ожидания получал пусть и другую модель, но той же марки, что ждал. А ведь бывали случаи, когда вместо "Жигулей" приходилось брать "Москвич" и наоборот.
Разумеется, такое положение вещей не всех советских граждан устраивало. Человек – существо капризное, привыкшее добиваться желаемого. В результате через некоторое время автолюбитель старался сбыть машину ненавистного цвета или неподходящей модели, чтобы стать в очередь за нужным авто.
И покупатели на машины с пробегом находились. Иногда владелец продавал своего "коня" за сумму большую той, чем сам заплатил. Это объясняется постоянно возраставшим в стране спросом на автомобили. Не все хотели дожидаться своей очереди, а многие соотечественники ждали её годами. Спрос, как известно, диктует предложение.
Не забудьте поставить "лайк" и подписаться на канал!