Вузы в России не улавливают, что нужно студентам, их традиционные практики не очень отвечают современным запросам: такой вывод делают исследователи Инобра. В Центре социологии высшего образования провели опрос более тысячи студентов, чтобы понять, какой тип отношений обычно строят с вузом и как это влияет на активность в учебе.
Известно четыре типа отношений «студент-вуз». Инструктивистский — студент получает от преподавателя четкие инструкции, готовые знания, в общем, считает, что «преподу виднее». Под эту модель заточены российские вузы: ставка на копирование и заучивание, жесткие планы и правила, высокая нагрузка, мало возможностей выбора. Еще есть потребительский тип отношений (студент потребляет услугу, которую поставляет вуз), конструктивистский — не просто передача знаний, а активная вовлеченность студента в их присвоение, и, наконец, партнерский — когда главную роль играет сотрудничество студента и преподавателя на равных.
Исследование показало, что в России наиболее распространён потребительский тип отношения студента к вузу (36%). Этому не мешает даже то, что высшее образование, в основном, бюджетное, то есть сам студент ни за что не платит. На втором месте смешанное отношение — сочетание нескольких ролей (34%). У 20% конструктивистский тип отношения к alma mater, у 10% инструктивистский. Партнерский не удалось найти вообще.
Получается, то, как построено преподавание в российском вузе, близко только каждому десятому студенту. Любопытно, что в основном это студенты педагогических специальностей. Вероятно, поэтому такой тип передачи знаний и воспроизводится дальше. Большинству же студентов нужно другое — например, больше интерактивных форм вместо лекций. «Потребители» хотят чего-то поинтереснее.
Статью Натальи Малошонок, Ирины Щегловой и Светланы Жучковой можно прочитать здесь