165 лет назад состоялось событие, которое привело к появлению в России таких понятий, как Приамурье и Приморье. Был подписан русско-китайский Айгунский договор, по которому граница между империей Цин и нашей страной была проложена по реке Амур. Позже, в 1860-м, также был подписан Пекинский договор, по которому к России отошли территории, примерно соответствующие нынешнему Приморскому краю. Таким образом, последствия проигрыша в «Албазинской войне» и заключенного по ее итогам в 1689 году Нерчинского договора были сведены на нет.
Как ни странно, этому способствовала война, проходившая далеко на Западе. Крымская. Дело в том, что в 1854 году англо-французская эскадра совершила нападение на Петропавловск-Камчатский. Из-за этого властям Российской империи пришлось всерьез взяться за освоение Дальнего Востока путем переселения туда как мирных подданных, так и военных. Новые земли кто-то должен был защищать. При этом Амур, формально принадлежавший тогда империи Цин, активно использовался нашими войсками как основная транспортная артерия, так что его переход был лишь вопросом времени. Кроме того, в те же годы шли Опиумные войны между империей Цин и союзом Франции и Англии. Это очень ослабляло Китай. Как и многолетнее восстание тайпинов. Тогда была реальная угроза открытия второго фронта, и в итоге страна потеряла бы еще больше.
Соответственно, в отличие от ситуации, сложившейся в конце XVII века, на этот раз стратегическое преимущество было у нас. Однако наглеть не стали. Новые границы хоть и стали намного южнее, но при этом были проведены строго по руслу Амура. Тем самым мы с Китаем разделили реку, и по ней могли беспрепятственно ходить суда обеих стран. И больше ничьих. К слову, договор также предусматривал дальнейшее обсуждение статуса реки Уссури. Это и было сделано в 1860 году в Пекинском договоре. Так русско-китайская граница в Приамурье и на Дальнем Востоке обрела нынешние очертания.
Самое главное во всем этом — удалось обойтись без серьезного военного противостояния. Кроме того, условия что Айгунского, что Пекинского договоров не были унизительными, пусть даже некоторые в Поднебесной и считают иначе. Именно поэтому, за исключением отдельных эпизодов вроде конфликта на острове Даманский в 1969 году, границы почти неизменны до сих пор. Иными словами, даже наша нынешняя условно осторожная дружба с КНР выстрадана сотнями лет непростых взаимоотношений. Так что считать, будто в России не понимают, какую позицию занимать в отношении Китая, — это значит просто не разбираться в истории.