Художественный марафон
Жан Оноре Фрагонар. «Качели» (1767 г.)
Едва взглянув на эту картину, созданную в стиле рококо, я сразу вспомнила цитату из «Евгения Онегина», где главный герой говорит об Ольге Лариной:
«В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне».
Понятно, что влюблённому в Ольгу Владимиру Ленскому это сравнение показалось оскорбительным. Я полезла смотреть мадонн Ван-Дейка. Их в интернете обнаружилось множество. Но я вынуждена согласиться с Онегиным: большинство из мадонн подходит под описание, приведённое в цитате.
Ван Дейк творил в семнадцатом веке, Фрагонар—в восемнадцатом, а Александр Сергеевич Пушкин—в девятнадцатом. К тому времени техника живописи и её направления сильно изменились. Например, портреты самого поэта кто только не писал: Крамской, Репин, Серов, Сомов. Понятно, что это были очень «живые портреты».
Онегин не был искусствоведом, совсем как я. Поэтому ему можно простить сравнение Ольги с мадонной из семнадцатого века.
Кукольное личико красотки на качелях меня тоже не сильно впечатлило. Как и лица скульптурных ангелочков, видимо, олицетворяющих чувства кавалера, лежащего под качелями в то время, как другой раскачивает любительницу острых ощущений, находясь сзади красотки.
Самое «живое» физическое тело на картине— летящая туфелька. В зависимости от начальной скорости этого предмета, он, скорее всего, может попасть в статую или упасть у её подножья. Типичная задача по физике для девятого класса. Кстати, Галилей ещё в шестнадцатом веке доказал, что тело будет двигаться по параболе. Туфля может отскочить, но это не будет абсолютно упругий удар, поскольку она представляет собой практически тряпочный тапок без пятки.
Да, можно было ещё проанализировать силу натяжения верёвок. Но это уже совсем не интересно даже нам. А кавалера интересовало исключительно подъюбочное пространство красотки.
Ну, кому—что!
День двадцать пятый
1 минута
32 прочтения
28 мая 2023