За свою сравнительно недолгую жизнь - 34 года - Константин Васильев создал такой огромный мир, что можно изучать и разбирать на сто веков вперёд. Будучи школьниками, мы менялись календариками с его картинами. Помню, меня очень впечатлила его "Нечаянная встреча".
Уже тогда детское воображение рисовало самые красочные ассоциации. На ум пришла лермонтовская "Песнь про купца Калашникова". Альбомов Васильева было не достать, и познания о его творчестве мы черпали из редких журнальных репродукций.
Он был не совсем идеологически правильным, поэтому слегка отодвинут от внимания публики. Писал Валькирий, Перунов, Святогоров, русских богатырей и красавиц. Его работы отражали такой богатейший внутренний мир, что глядя на них, впадаешь в интеллектуальный ступор. Он ни на кого не похож и ни с кем не сравним. Если он пишет дремучий лес, то там можно увидеть всю жуть и прелесть русских сказок. Его "Лесная готика" - это вообще философский и поэтический труд.
Портрет Достоевского - глубочайшее по силе полотно. Высокий лоб, свеча и лист бумаги могут рассказать всю историю жизни и трагедию мастера.
Портрет маршала Жукова - глубок и многозначен. Написан совсем не по советским канонам. Тут вспоминаются и античность, и портреты генералов 1812 года. Маршал выглядит не привычным академическим победителем, а как Цезарь - позади пламя и руины городов.
Живопись Васильева очень литературна и кинематографична. По каждой его картине можно книгу написать и фильм снять. А каких он писал женщин! В их глазах можно утонуть и раствориться.
У нас в пределах досягаемости есть два прекрасных музея Васильева: один в Москве, другой в Казани. Мне довелось побывать в обоих. Впечатления ни с чем не сравнимые. Мои обзоры музейных картин можно увидеть тут и тут.