Найти тему
Рюкзак туриста

Посетили старинный храм Никольска, в котором служил епископ Иерофей.

Посетив музей и полюбовавшись пейзажами с навесного моста через Юг, направляемся к старинному храму в честь Казанской иконы Божией Матери. Решение о возведении в Никольске нового храма было принято Великоустюжским Духовным Правлением в связи с большим увеличением числа прихожан Сретенского Собора.

С противоположного берега виден купол Казанского храма. Фото автора, 13 мая 2023г.
С противоположного берега виден купол Казанского храма. Фото автора, 13 мая 2023г.

Проект будущего храма разработал губернский архитектор Фёдор Юльевич фон Фриде. В 1891г. начались строительные работы, продолжавшиеся 14 лет, поскольку возводился храм только на добровольные пожертвования. В декабре 1905г., Великоустюжским епископом Алексием, был освящен главный престол храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем были освящены ещё два придела: южный, в честь Животворящего Креста Господня, и северный, во имя преподобного Сергия Радонежского.

Источник: https://sobory.ru/pic/15200/15234_20160502_233250.jpg
Источник: https://sobory.ru/pic/15200/15234_20160502_233250.jpg

В плане архитектуры храм представлен в византийском стиле, со строгим и выразительным декором. Высота храма составляет около тридцати метров. Купол диаметром в десять метров увенчан трехметровым крестом. Купол покрывает шестнадцатигранный световой барабан, находящийся на ступенчатом основании. На колокольне находился высокий шпиль с крестом, крыша крыта по закомарам, что подчеркивает красоту самой конструкции. А на другом берегу Юга, звон колоколов нового храма, слышали жители деревень: Родюкино, Криводеево, Кузнечихи, Кожаево.

С северной и южной сторон приделаны два высоких каменных крыльца с двускатной крышей.

Для Русского Севера данный стиль является необычным, что тоже поспособствовало, в наше время, включить Казанский храм в список памятников архитектуры регионального значения.

Изначально храм был приписан к Сретенскому Собору, и лишь в начале 1920-х образовался самостоятельный приход. В 1935 г. храм был закрыт, а священнослужители репрессированы. Об этом расскажу чуть позже, а пока продолжу рассказывать непосредственно о храме. С этого времени он находился в заброшенном состоянии, а колокольня была разрушена. Её утрата существенно изменила характер объёмно пространственной композиции.

Недействующий Казанский храм с ещё не разрушенной колокольней. Если внимательно присмотреться, купола поросли травой и нет крестов. Год, когда был сделан снимок, мне неизвестен. Источник: https://sun6-23.userapi.com/s/v1/ig2/hEOKLxhLRZMXAkW1LtRGXlFU8oGylzZCL8Gq54kbj1bDxzgwVqTmXWxWDOIg5dMYLBlxRso0Gq7pWcX6rdIuUI7C.jpg?size=1470x1472&quality=95&crop=636,104,1470,1472&ava=1
Недействующий Казанский храм с ещё не разрушенной колокольней. Если внимательно присмотреться, купола поросли травой и нет крестов. Год, когда был сделан снимок, мне неизвестен. Источник: https://sun6-23.userapi.com/s/v1/ig2/hEOKLxhLRZMXAkW1LtRGXlFU8oGylzZCL8Gq54kbj1bDxzgwVqTmXWxWDOIg5dMYLBlxRso0Gq7pWcX6rdIuUI7C.jpg?size=1470x1472&quality=95&crop=636,104,1470,1472&ava=1

Однако в 1950-х, его помещение стало использоваться под нужды различных городских организаций, последней из которых была мельница лесхоза, находящаяся здесь до 1990г. После вывода из храма мельницы, началось его постепенное восстановление. 4 ноября того же года, Вологодским и Великоустюжским архиепископом Михаилом, в нём была проведена первая служба за 55 лет.

С 1991г. по 2003г. настоятелем храма был протоиерей Сергий Колчеев. При нём в конце 1990-х были восстановлены и освящены приделы, открыта воскресная школа. Также под его духовным руководством были восстановлены три храма, в ближайших к городу сёлах.

В 2004г. настоятелем стал Дмитрий Фомин. При нём продолжились работы по благоустройству храма и территории. Куда мы и войдём. Нас там сразу встречают местные коты.

Внутри храм выглядит просто и красиво. Стены окрашены в белый цвет, создающий атмосферу умиротворения. А множество окон под куполом, делают его более светлым.

Посмотрев храм внутри, продолжаем осматривать его снаружи. С другой его стороны установлен Памятный крест репрессированным священнослужителям данного храма. На нём увековечены их имена: епископ Иерофей, настоятель - протоиерей Анатолий Шипунов, иеромонах Пётр Невский, иеромонах Иоанн (Кабанов), иеромонах Антоний (Попов), иеромонах Иннокентий (Тропин), иеромонах Анастасий, иеросхимонах Серафим (в миру Сергий Военский).

Тайны трагической гибели епископа Иерофея заинтересовали Валерия Павловича, и он ранее приезжал в Никольск, выяснить, что же произошло на самом деле. По одной из версий Иерофей был убит сотрудником НКВД, при аресте в одном из сёл близ Никольска 6 мая 1928г. после литургии в храме в честь Георгия Победоносца.

Поскольку Иерофея почитали местные жители, они массово выступили против его ареста. Когда сотрудники НКВД, вывели епископа из избы на улицу, взволнованные жители бросились к нему. Крики и угрозы НКВДэшников были бесполезны. Народу было так много, что лошадь, запряжённая в телегу, на которой приехали НКВД и усадили Иерофея, не могла сдвинуться с места. НКВДэшники опасаясь расправы со стороны населения, обратились к священнослужителю с требованием, чтобы он убедил толпу разойтись. Он согласился. Внезапно раздался выстрел. Народ стал разбегаться. Тяжелораненый в голову епископ упал. В этот же день он был доставлен в больницу Никольска, где и скончался, не приходя в сознание.

Епископ Иерофей. Источник: книга В.П. Овчинникова «Возвращение к истокам».
Епископ Иерофей. Источник: книга В.П. Овчинникова «Возвращение к истокам».

В 2006г., в Никольской библиотеке Валерию Павловичу, удалось поработать с материалами краеведа Алексея Наумова о епископе Иерофее. В них сказано, что Иерофей, предчувствуя, что тоже окажется в «жерновах» репрессий, ночью через запасной выход покинул Казанский храм и отправился в Кемскую волость.

Через эту дверь епископ Иерофей навсегда покинул храм. Фото автора.
Через эту дверь епископ Иерофей навсегда покинул храм. Фото автора.

Её жители отвели его в малоизвестное место на берегу речки Зимихи, где подготовили убежище в стоге сена и постоянно приносили ему еду. Всё это происходило в ночное время. В ответ Иерофей благословлял помогающих ему людей, утешал их при отчаянии.

НКВД, после неудачной попытки арестовать Иерофея объявили его в розыск. Завербовав келейника Николая Лепёхина и пообещав ему должность псаломщика в одном из храмов в Вохомской волости (сейчас Вохомский район Костромской области), им удалось узнать о странных ночных передвижениях жителей деревень на одном из участков дороги в сторону Костромской губернии.

Поскольку жители знали Лепёхина, и о том, что он знаком с Иерофем, без всякого подозрения на его просьбу, согласились, отвести его на место где скрывался епископ. Вскоре после их встречи, Лепёхин в сопровождении милиционера А.А. Гладышева отправились к Зимихе. Иерофей, услышав голос Лепёхина назвавшего его имя, вышел из стога. Увидев с ним незнакомого человека в крестьянской одежде, внезапно скомандовавшего «Руки вверх!», подчинился. Несмотря на выполненное требование, Гладышев произвёл выстрел в голову.

По свидетельству путиловских сестер-апостолиц Великониды Васильевны и Анны Васильевны Парфеновых, после того как прозвучал выстрел, владыка пошатнулся, но не упал, пока не сотворил крестное знамение, благословляя своего убийцу.

Смертельно раненый епископ был под конвоем отправлен в Никольск, откуда должен был быть этапирован в Великий Устюг. В деревне Путилово конвоиры сделали остановку, чтобы напоить лошадей. Лежащий на телеге из последних сил поднял руку, пытаясь благословить подошедших к нему жителей, за что сопровождавшие стали бить по благословляющей руке прикладами винтовок.

На пристани Никольска к моменту прибытия конвоя везущего «особо опасного преступника государственной безопасности» была выставлена тройная охрана, и ожидал специальный пароход. 16 мая 1928г. Иерофей скончался в великоустюжской тюремной больнице.

Вторая версия оказалась верна! Подробно об этом, Валерий Павлович рассказывает в своей книге «Возвращение к истокам». В 2009г. он в ходе экспедиции, в которой приняли участие никольский краевед Алексей Карякин, настоятель шарьинского Святно-Никольского храма Дмитрий Степанов и сотрудник церковно-исторического отдела Свято-Тихоновского университета – Баконина Светлана Николаевна, посетили место гибели епископа Иерофея – Владыкину поляну.

В память об этом, священник Дмитрий Степанов и Светлана Николаевна, взяли с собой по саженцу пихты. Саженцы благополучно прижились. И сейчас привезённая оттуда, пихта растёт на территории шарьинского Свято-Никольского храма.

Таким образом, осуществляется и духовное сотрудничество Шарьи с Никольском. А на этом у меня всё. Следите за новыми публикациями.