Найти тему
Книжная дама

"Чучело" В.Железникова глазами современных детей.

Сейчас, кажется, как раз такое время, когда обсудить с подростками повесть В.Железнякова "Чучело" просто жизненно необходимо, ведь бессердечное, жестокое отношение детей друг к другу - регулярная тема новостных пабликов. Но нет. Не вышло. Рассказываю, почему.

Иллюстрация к повести
Иллюстрация к повести

Этот тот редкий случай, когда книгу я прочла после просмотра кинофильма и навсегда влюбилась в Лену Бессольцеву ( не знаю, почему К.Орбакайте не выбрала путь актрисы, думаю, у неё это вышло бы лучше, чем быть посредственной певицей). Такое сочетание внешней хрупкости, невинности и внутренней силы даже не знаю, где ещё можно встретить. А вот в книге, мне кажется, Лена не была так противоречива, скорее, её чудаковатость была более явной. И Юрий Никулин в роли деда, как и сам дряхлый, полупустой, но красивый, родной дом был просто воплощением той среды истинной интеллигентности, которая воспитала Лену. Правда, дед в книге мне показался более закрытым и не таким душевным.

Так вот, вернёмся к нашей теме. Первый раз с учениками читала книгу и смотрела фильм в начале 2000-ых. Тогда эта история воспринималась ребятами так же трагически, как и в моё время. Самым сильным моментом дети считали не тот, где одноклассники измываются над Леной, в конце концов поджигая чучело с надетым на него платьем девочки, а как раз финал, где дедушка передаёт в дар картину с портретом Ленкиной прабабки, и ребята просят прощение у Лены. Думаю, авторский замысел был понятен тогдашним подросткам.

Показала фильм через 15 лет уже новому поколению шестиклассников (книгу, увы, по моей рекомендации прочли не все, а "давить", заставлять не хотелось). Реакция удивила по многим пунктам. С одной стороны, порадовала, с другой – очень огорчила.

Первый же вопрос, который задала одна девочка, это почему Лена ничего не рассказала деду. Представляете, мне самой, когда я была ребёнком, это даже не приходило в голову! Думаю, нам всем казалось, что в возрасте от 12 и старше мы сами должны были урегулировать спорные ситуации. Уже потом, став взрослой, я тоже не раз задавалась этим вопросом, но в 11-12 лет считала, что признаться родителям и учителям в этой проблеме – показать свою слабость: взрослые не должны вмешиваться в детские «разборки». Так что дети образца 21 века в этом вопросе оказались более открытыми, обсуждающими со взрослыми свои проблемы довольно легко. И это большой плюс!

А вот второй комментарий озадачил: мои шестиклассники поддержали бойкот, объявленный Лене одноклассниками. Их аргумент: раз она такая «дурочка», что не смогла сказать, что это Димка выдал ребят учительнице, то вот пусть и страдает. «Но он же ей нравился, она не хотела, чтобы ему было больно», -пыталась я их «разжалобить» . Нет, ребята были кремень: Лена ему НИЧЕГО не должна!

Дальше было еще хуже. Дети заявили, что вообще Бессольцеву не жалко: она «кринжовая» (то есть её надо стыдиться), потому что бедно одета, некрасивая, неуверенная. Вот Железная Кнопка пришлась им по душе – «эстетик гёрл» (невероятно, но дети 21 века смогли угадать, что модно и не модно было тогда, в 80-е). Некоторые из детей, что повесть всё же прочитали, еще хуже восприняли образ Лены, посчитав её очень странной, не от мира сего, а потому и не заслуживающей внимания со стороны одноклассников.

К счастью, сострадание всё же взяло вверх. Идея "все -на одного" поддержки у ребят не нашла, и они пришли к выводу, что даже если человек в чём-то не прав, так поступать нельзя. Правда, нашёлся один хладнокровный товарищ 12 лет, заявив: "Подумаешь, чучело сожгли, не её же!" Предложила для сопоставления эмоций представить, как кто-то сжигает на его глазах фото с его изображением. Подумал. Сказал, что было бы очень неприятно, и уж сам бы он такого никогда по отношению к кому-либо не сделал.

Финальная сцена повергла современных детей в шок. Как, над Леной смеялись, издевались, а дед приносит в дар самую ценную картину?! Он ненормальный?! Очень мы долго разбирали этот момент, пришли к выводу, что доброте, оказывается, надо учить, сама собой она не появится.

Впервые в жизни мне было не по себе при разборе художественного материала. Да, я своими способностями к риторике всё же смогла убедить поколение "изи" (людей, живущих легко и беззаботно), что ЛЮБАЯ агрессия по отношению к тому, кто на тебя не похож, кто не хочет подчиняться общим законам, не нарушая при этом ничьи границы, недопустима, что унижать кого бы то ни было не дозволено никому, что нельзя проходить мимо чужой беды, нельзя быть трусом и предателем... Формально смогла, но осадочек, как говорится, остался...