Сибай (Башкирия). 26 мая. ИНТЕРФАКС - "Уральская горно-металлургическая компания" (УГМК) может начать строительство железнодорожной линии Сибай-Подольск-Новорудная к Подольскому месторождению ООО "Башкирская медь" ("Башмедь", предприятие сырьевого комплекса УГМК) в 2026 году, предположил генеральный директор "Башмеди" Александр Туленков.
"В УГМК в настоящее время рассматривается вопрос строительства участка Сибай-Подольск за счет собственных средств, решение будет принято в 2023 году. В случае положительного решения начнется проектирование и согласование проекта. Строительство, предварительно, начнется в 2026 году, (дальнейшее строительство - ИФ) от линии Сибай-Подольск - предварительно, в 2028-2029 годах, так как наше Подольское месторождение к этому времени начнет в полной мере работать и нам необходима будет эта дорога", - сказал он в ходе тематической сессии V Всероссийского инвестиционного сабантуя "Зауралье-2023".
"Башкирская медь" ведет строительство (начато в 2019 году) подземного рудника на Подольском медно-цинковом месторождении (одно из крупнейших в России). Кроме меди и цинка, руда месторождения содержит серу, серебро и золото. Запасы оцениваются в 88,6 млн тонн, рудное тело начинается на глубине 600 метров. Разработку месторождения планируется начать в 2027 году.
К месторождению будет проведена новая железнодорожная ветка Сибай-Подольск-Новорудная, которая пройдет по Баймакскому и Хайбуллинскому районам республики. Протяженность дороги составит 163,8 км. Линия выступит дублером загруженного Челябинского железнодорожного узла, свяжет восточные районы Среднего и Северного Урала с Казахстаном, Средней Азией, Китаем, районами Нижней Волги и Кавказа. Помимо грузоперевозок, дорога будет обеспечивать перевозку пассажиров на 4 парах поездов в сутки (две дальнего следования, две пригородного сообщения). ТЭО предполагает строительство линии для движения пассажирских поездов до станции Подольск и организацию остановочных пунктов на участке от Сибая до Новорудной.
Предварительная стоимость проекта желдороги оценивается в 116 млрд рублей, в том числе строительные работы - 74,5 млрд рублей. Финансовая модель проекта разработана АО "ИнфраВЭБ" (дочерняя структура государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ"). Срок окупаемости - 20-25 лет.
Проект, планируемый к реализации в два этапа (строительство участков Сибай-Подольск, Подольск-Новорудная с выходом на станцию Орск), предусмотрен "Стратегией социально-экономического развития Зауралья Республики Башкортостан до 2030 года", утвержденной в сентябре 2022 года.
"До конца текущего года планируем завершить разработку финансовой модели, определение этапности реализации проекта. Согласно расчетам, к 2035 году общий объем отправляемых и принимаемых грузов на новой ветке достигнет более 14 млн тонн в год, основная номенклатура - рудные, нефтяные грузы, черные металлы, строительные материалы", - сообщил на тематической сессии министр транспорта и дорожного хозяйства Башкирии Александр Клебанов
В настоящее время между правительством республики, РЖД и УГМК заключено соглашение о сотрудничестве в области развития железнодорожной инфраструктуры на территории Башкирии, разработано технико-экономическое обоснование проекта строительства новой железной дороги.
ООО "Башкирская медь" создано в структуре УГМК весной 2006 года, владеет лицензиями на отработку Юбилейного, Дергамышского и группы Подольских месторождений с общими запасами около 200 млн тонн. Запасы Юбилейного месторождения составляют 106 млн тонн, Подольского - 88,6 млн тонн. Согласно проектам отработки рудников "Юбилейный" и "Подольский", "Башкирская медь" обеспечена сырьевой рудной базой до 2054 года с максимальной производственной мощностью добычи от 1,5 до 7,9 млн тонн руды в год.
Поданным ЕГРЮЛ, АО "Учалинский горно-обогатительный комбинат" (MOEX: UGOK) (входит в группу УГМК) владеет 99,99914% долей ООО "Башмедь", остальное принадлежит самому ОАО "Уральская горно-металлургическая компания".