Найти тему
Седые хроники времён

"Летающий проходимец" - сделано в СССР: Вездеход с двигателем от реактивного самолёта

Советская космонавтика была первой во многих сферах. Как первопроходец, она первой столкнулась с проблемой доставки экипажей из труднодоступных мест. География Советского Союза включала множество уникальных природных зон, и космонавтике требовались особенные решения.

В середине 1960-х годов, после нескольких инцидентов с экипажем, было принято решение разработать машину-вездеход. Под руководством конструктора Виталия Андреевича Грачёва на ЗИЛе для нужд советской космонавтики уже разрабатывались ракетовозы, поэтому создание вездеходов также было поручено «зиловским» мастерам.

Вездеход ПЭУ-1
Вездеход ПЭУ-1

Вездеход ПЭУ-1 создавался для работы в тайге, болотах, снегах и пустыни. Конструкторам необходимо было учесть требования по весу вездехода, проходимости и запасу хода. Помимо прочего, внутрь должен был поместиться экипаж и медицинский персонал.

Пока космонавтов приводили в чувства внутри, снаружи машина тянула за собой вес спасательного аппарата. При необходимости спасательный аппарат необходимо было вытащить из болота, грязи, снега или воды.

Конструкторское бюро ЗИЛа создало машину, отвечающую необходимым требованиям и послужившую основой для последующих работ по созданию универсальных аппаратов. ПЭУ-1 мог работать при диапазоне температур от минус сорока пяти до плюс сорока пяти градусов. Тёплая кабина могла вместить до четырёх человек, а снаружи крепился грузоподъёмный механизм.

За годы эксплуатации, получившийся вездеход зарекомендовал себя, как универсальный аппарат для нужд космонавтов. В некоторых случаях мощности двигателя не хватало и это требовало поиска новых решений.

Вначале 1980-х годов у конструкторов появляется идея оснастить вездеход реактивными двигателями от самолёта. Эта задумка должна была решить проблемы с застреванием колёсной базы в снегу и мягких грунтах. Так появился опытный образец, получивший название ПЭУ-1Р.

Двигатель пассажирского самолёта Як-40 обеспечивал тягу в 1720 кгс, что значительно больше прежнего мотора ЗИЛ-375Я. Его тяга в 47,5 кгс обеспечивала необходимый ресурс, но соперничать с реактивным двигателем от самолёта, конечно, не могла.

На испытаниях вездеход буквально "летал". Водные преграды перестали существовать, а если, где машина и застревала, то в таких местах, куда предшественница никогда бы не доехала.

На испытаниях, при включённом реактивном двигателе машина ревела на многие километры, что создавало ощутимые неудобства для водителей и экипажа. Возросшая нагрузка утяжеляла конструкцию, требуя компромиссных решений. Снаружи вездехода планировалось разместить дополнительные твердотопливные ускорители.

Эксперименты с реактивным двигателем были прекращены из-за чрезмерной «прожорливости» двигателя. За семнадцать минут сгорало 500 литров топлива. Возросшая проходимость не могла перечеркнуть этого недостатка.

С распадом Советского Союза эксперименты были прекращены. Диктат рынка не позволял проводить дорогостоящие, «бессмысленные» испытания.

Как вам полёт конструкторской мысли на то время?

Поделитесь своим мнением в комментариях пожалуйста.

Если статья понравилась, поставьте лайк
Подпишитесь и сделайте себе репост