Многие из нас помнят советский плакат «Ждите отстоя пены». Эта проблема давно решена, напиток наливается в тару без пены, но задумывались ли мы, кто и когда придумал простое, но гениальное изобретение, закрывшее основную боль рынка пивоварения? Сергей Бучик, генеральный директор NPM group, рассказал, как появился PEGAS, как его встретил потребитель и чего стоило компании объяснить миру, для чего нужен и чем ценен кран с системой пеногашения
Справка
- Бучик Сергей Александрович
- Родился 28 сентября 1973 г. в г. Мариуполе (Украина)
- В 1995 году окончил НГТУ (НЭТИ), факультет прикладной математики и информатики
- В 1998 году окончил СГУПС, факультет «Мировая экономика и право»
- С 1997 года собственник NPM group
- Женат, трое детей
Про изобретение пеногасителя PEGAS
– Давайте с самого начала: в какой момент вы, выпускник университета, поняли, чем хотите заниматься и что это должно быть именно своё производство?
– Параллельно с учёбой я работал на «Сибирской фондовой бирже». В 1998 году случился кризис: доллар вырос почти в 2 раза, и многие потеряли из-за этого деньги. Для меня это был знаковый момент. Выходя из биржи, я чётко понял, что больше не хочу заниматься чем-то рискованным, на что я не могу повлиять, мне нужен стабильный, надёжный бизнес. Поэтому я выбрал производство, и мы стали выпускать оборудование для розлива.
– Как пришла мысль разработки крана с пеногасителем?
– Это была боль людей, работавших на розливе пива. Они жаловались на долгий налив из-за необходимости ждать отстоя пены. Мы тогда собрались втроём с конструктором и техническим директором компании и решили, что надо попробовать закрыть эту потребность. После нескольких попыток мы придумали простое и небольшое устройство, которое можно использовать в магазинах. Потом сделали его прототип, с которым мы проводили эксперименты, тестировали его в реальных точках розлива. На этом этапе стало понятно, что надо переделать и улучшить. Так и появилось устройство которое мы назвали PEGAS (ПЕноГАСитель).
– На чём основан его принцип действия?
– Если перед розливом создать в пустой бутылке противодавление, то её наполнение будет происходить быстро и без пены
– Можете объяснить простыми словами, как он работает?
– Возьмём, к примеру, бутылку с газированным напитком: сколько её ни тряси, пена внутри не появится. Однако как только мы её открываем, давление падает и начинается пенообразование. Поэтому, если взять два сосуда, давление в которых одинаково, то при переливании пива из одного в другой пена образовываться не будет. Мы взяли этот простой принцип за основу: создаём в бутылке такое же давление, как в кеге, и после этого наливаем напиток.
– Получается, вы ускорили процесс наливания пива?
– Да, если раньше литровую бутылку могли наливать до 10 минут, то с помощью нашего устройства этот процесс сократился до минуты, так как и налив происходит быстрее и не приходится, как раньше, ждать отстоя пены.
– Сколько прошло времени с момента возникновения вашей идеи и до того, как PEGAS был готов выходить на рынок?
– Один год.
– А как появление вашего устройства отразилось на рынке пива в России?
– В 2005 году, когда мы начали продавать наши устройства, у мелких пивзаводов было мало шансов выйти на рынок, так как занять полку в супермаркетах было очень дорого и подъёмно только для крупных федеральных игроков. Кроме того, для фасовки пива им необходимо было закупать большую фасовочную линию. Благодаря нашей разработке, эта проблема была решена: стало открываться большое количество пивных магазинов, куда вход для локальных производителей был очень простой. Они разливали пиво в кеги и возили в ближайшие торговые точки. Так примерно за десять лет количество пивзаводов в России выросло с 200 до 700, кроме того, увеличился ассортимент напитков. Можно сказать, компания NPM дала мощный толчок для расширения рынка пивоварения в нашей стране.
Про продвижение PEGAS на рынке
– Легко ли было продавать PEGAS на начальном этапе?
– Первая сложность, с которой мы столкнулись – никто в России не мог сделать необходимый нам объём изделий: у заводов просто не было таких мощностей. Например, мы хотели выпустить 5000 за месяц, но даже Новосибирский авиационный завод им. В.П.Чкалова ответил, что смогут произвести не более 600 штук. Если кто-то и готов был взяться за большие партии, то они просили примерно такую же цену, по которой мы планировали торговать кранами. С учётом всех расходов, мы бы работали в минус. В итоге наша компания нашла поставщика большей части комплектующих в Китае, который относительно недорого сделал для нас необходимый нам объём, а сборку уже делали сами в Новосибирске. Первый вопрос был решён, но возникла очередная проблема: потребители не знали о нашем устройстве и с осторожностью воспринимали новую для них технологию. Новаторов пришлось искать по всей стране. Мы делали road show (турне, направленное на продвижение бренда в различных городах – прим.авт.), посещали разные уголки России и там рассказывали людям, как они с нашей помощью могут организовать прибыльный бизнес. Это было как раз время очередного кризиса, 2008 год, многие люди потеряли работу, а мы предлагали им возможность вложить деньги и отбить их за одно лето и обеспечить себя в дальнейшем стабильной прибылью.
– Что это за бизнес, можно подробнее?
– Люди открывали свои магазины по продаже пива, а мы ставили им туда оборудование. Такой бизнес окупался намного быстрее, чем в точках, которые работали без технологии PEGAS, так как у них процесс розлива пива был долгим и менее эффективным. Наши магазины моментально перетягивали к себе клиентов и становились прибыльными. Более того: помимо оборудования мы предоставляли готовый бизнес-план, в котором было подробно прописано, как открыть точку, как обслуживать и ремонтировать краны PEGAS, что и в каких объёмах покупать, какую сумму потратить на рекламу. Такой подход имел успех и в то время мы каждый год удваивали продажи. Пик роста пришёлся на 2016 год, после чего этот бизнес от стихийно развивающегося начал становится более упорядоченным.
Про другие разработки завода NPM
– Вернёмся к китайцам. Почему вы отказались от их услуг и приняли решение строить свой завод, самим производить комплектующие было дешевле?
– Не всегда дешевле, но точно качественнее. Мы много потеряли на том, что из Китая приходило большое количество брака. Из-за этого приходилось проверять каждую деталь, а на это уходило время. Чтоб обеспечить необходимое нам качество, пришлось построить свой завод и развернуть производство в Новосибирске. Зато теперь мы контролируем все процессы.
– Помимо пеногасителя PEGAS какие ещё разработки есть у завода?
– Мы делаем вендинговые машины для розлива молока и пива. Это аппараты, с помощью которых человек может налить себе напиток сам, без продавца. Видели в супермаркетах продажу молока через автоматы? Их производил наш завод.
– Кстати, очень вкусное было молоко, но потом они куда-то исчезли.
– Как оказалось, очень мало людей готовы платить за натуральное молоко. Многим привычнее взять с полки более дешёвое, восстановленное из порошкового, чем купить натуральное. Продажи вендинговых аппаратов для молока были небольшие и через два года этот продукт мы сняли с производства. Единственная область, где эти аппараты стоят до сих пор радуют людей цельным молоком — Хабаровская.
Про конкуренцию
– С того момента, как вы создали уникальный на мировом рынке продукт, пеногаситель PEGAS, вы являетесь монополистами?
– Мы занимаем примерно 85% рынка, оставшиеся 15% — наши бывшие сотрудники, которые откололись от нас и научились производить и внедрять параллельные похожие разработки. Но они нам не мешают, а, скорее, помогают. Будучи монополистами, мы немного расслабились, а когда появилась конкуренция, пришлось быстрее думать и делать что-то. Если б не было этих ребят, мы бы, пожалуй, не добились того, что имеем на данный момент. Конкуренты заставляют быть быстрее, лучше и эффективнее.
– Их действия были законны?
– Да, они взяли за основу нашу идею и создали похожее устройство.
– Но я читала в другом издании, что вам приходилось бороться с недобросовестными конкурентами и даже судиться.
– Это были не совсем конкуренты. Нашлись такие чудесные предприниматели, которые просто взяли наш кран, поехали в Китай и попросили сделать такой же с нашей маркировкой, завезли его в Россию и стали продвигать. Он получился на 30% дешевле, чем наш, и кто-то этот контрафакт покупал. Качество было очень плохое, а поскольку на них стоял логотип PEGAS, все вопросы были к нашей компании. Нам звонили клиенты и жаловались на неисправность оборудования. Мы спрашивали серийный номер изделия, оказывалось, что его либо нет, либо он у всех один. После этого мы узнавали, где они его приобрели, и понимали, что не у нас. Благодаря этим магазинам мы находили компанию-поставщика, с полицией изымали оборудование и закрывали их поставки через таможню. Это выясняется легко, рынок России на самом деле очень маленький, все друг друга знают. Так со временем победили контрафактный товар.
– И теперь краны PEGAS продаёте только вы?
– В России они поставляются через дилерскую сеть, а в других странах есть наши представители, которые работают на своих рынках под нашим именем.
Про выход на международный рынок
– В какой момент начали выходить на мировой рынок?
– Когда поняли, что в России товар востребован и пора пробовать работать с иностранцами. Это был 2008 год, как раз тогда переименовали компанию. Мы участвовали на выставках в Германии и США. Кстати, Америка долго не понимала, что мы им предлагаем, и только через два года наконец проявила интерес, и тогда пошёл рост продаж, потому что у них подобного оборудования не было.
– Это вызывает гордость – в Новосибирске придумали и воплотили технологию, которой не было даже в США!
– На самом деле продажа разливного пива через киоски была наиболее распространена в России. И по сей день нашему менталитету близок именно розлив, знаете, отголоски советского прошлого – пенный напиток в трёхлитровых банках. Тогда как в Америке, например, предпочитают уже фасованное пиво в стеклянных бутылках и жестяных банках.
– Расскажите о ребрендинге компании, как «Новосибирскпродмаш» превратился в NPM.
– Изначально мы выбрали такое название для солидности. Раньше оборудование для розлива газированных напитков в СССР делали три завода: «Ленпродмаш», «Мелитопольпродмаш» и «Орёлпродмаш». Эти названия были у людей этой отрасли на слуху и, когда появились мы под именем «Новосбирскпродмаш», все подумали, что это такой же большой, мощный завод, хотя в компании на тот момент работало пять человек. С этим названием пришлось попрощаться в 2008 году, когда мы начали выходить на международный рынок. Я помню лица и эмоции иностранцев, когда они, ломая свой язык, пытаясь прочитать и выговорить: «Новосибирскпродмаш». Для того, чтобы партнёры из других страны смогли нас проще узнавать, мы сократили название до аббревиатуры NPM.
– Есть ли какая-то статистика по городам России, где больше или меньше пьют пиво?
– Потребление пива всегда зависит от температуры: чем теплее регион, тем популярнее там этот напиток. Однако рынок Новосибирска по количеству пивных точек самый масштабный в России. Но это лишь потому, что мы здесь находимся, именно с этого города мы начинали продвигать свой товар. Но это не значит, что в Новосибирске пьют больше пива, чем в других регионах, просто здесь намного больше разливного, чем бутылочного.
➔ Полный текст интервью читайте на сайте
#медиа,
#NPM_group, #PEGAS, #изобретение, #ПЕноГАСитель, #производство,
#форсайт, #foresight, #новосибирская_область, #нск
#новосибирск