Видеохудожник отвечает на вопросы U Magazine по случаю открытия IV Биеннале уличного искусства Артмоссфера
Расскажите, пожалуйста, когда вы последний раз ездили на кинофестиваль и где это было? Сможете ли вспомнить связанные с этим эмоции?
Последний раз я ездил со своим фильмом на фестиваль в 2018 году в Оберхаузен. Эмоции самые разные. Фестиваль — это, с одной стороны праздник, а с другой — эмоциональное напряжение, связанное с представлением своего фильма на суд зрителей.
Наверно часто задаваемый вам вопрос, но какую роль для видеохудожника играет место, где он показывают его работу? Можете припомнить самое интересное экспозиционное место, где показывались ваши фильмы?
Место и условия показа являются частью самой работы. В зависимости от них немного меняется смысл работы, точнее, она обрастает новыми смыслами, становится более многогранной. В этой связи, мне запомнился показ моих работ на моей персональной выставке на Винзаводе под названием «Октябрьский переворот», так как там удалось сделать из них тотальную инсталляцию с соответствующей архитектурой, звуком и так далее.
Могла бы в вашем фильме сейчас появится Москва? Какая она для вас сейчас?
Наверное, могла бы, но я обычно не работаю с удаленными сюжетами. Я снимаю то, что вижу там, где нахожусь. Москва сейчас для меня далекая и близкая одновременно. Я храню ее внутри такой, какой я ее запомнил за долгие годы жизни в ней. Однако, с момента моего отъезда что-то могло измениться, поэтому я уже не полностью в контексте.
В одном из интервью рассказывая про ваш фильм «Гимны Московии»вы отмечали, что ощущение процессов, происходящих в России, напоминает вам архаический период истории Московского государства. Поделитесь, пожалуйста, как изменилась ваша жизнь за последний год? Жили ли вы в Москве? И чем занимались?
Сама идея «Гимнов» была связана с ощущением Москвы как целой страны, в которую можно прилететь в один аэропорт, например, в Шереметьево, проехать сквозь все ее красоты и чудеса, и улететь с другой стороны, например, из Домодедова. Поэтому я припоминал архаический период, когда она и в самом деле была отдельным государством. В текущих условиях, это, конечно же, просто топографическая метафора, передающая мое ощущение места.
Последний год я провел в Стамбуле, который в этом отношении очень похож на Москву. Это тоже целый мир и тоже два главных аэропорта на разных концах города. Я занимался построением и организацией своей жизни на новом месте. Теперь у меня появилась возможность работать. Первые результаты будут представлены на АРТМОССФЕРА.
Какой по жанру будет новая работа «Ничего не происходит» для Биеннале Артмоссфера?
Тихий фильм-наблюдение за городом, в котором я живу и который полон тайн и чудес на каждом шагу. Чтобы их увидеть, нужно всего лишь сосредоточенно посмотреть в одну точку.
Вспоминая ваш фильм Появление, где есть отсылки к московскому концептуализму, интересно, что для новой работы вы выбрали поэзию Андрея Монастырского. Можете, пожалуйста, объяснить свой выбор?
Я ее не выбирал. Она, как и любая другая великая поэзия, сама проникла ко мне в голову и живет там.