День Святой Троицы, день Святого Духа - завершают наше богослужебное странствие. Понимать это надо в том смысле, что Церковь в эти дни входит в свой обычный режим. В богословском смысле все, что должно было произойти, произошло. "Явися Дух Святый". Самое, если можно сказать, скрытое Лицо Святой Троицы. Но в каком-то смысле он становится главным действующим лицом - ведь все Таинства, все совершается благодатью Святого Духа. Все предыдущие труды всех Лиц Святой Троицы направлены на это: дать человеку возможность следовать цели своей жизни - стяжать Дух Святый, по словам преподобного Серафима Саровского. Для этого Отец многие годы направлял и готовил к Пришествию Сына избранный народ, для этого пришел Сын и пострадал. "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». (Мф.12:31–32). У святых есть разные толкования этих слов, но в наш век они явно напоминают о том, что хулящий Святого Духу, хулит и Церковь, и отрицает весь смысл Домостроительства нашего Спасения. Тогда и Бог Отец, Который "Бе свет истинный иже просвещает всякого человек грядущего в мир" (Ин, 1, 3), и Бог Сын, Который, по слову Григория Богослова, также "Бе свет истинный иже просвещает всякого человек грядущего в мир", и опять Бог Дух Святый, Который по тому же святому "Бе свет истинный иже просвещает всякого человек грядущего в мир" ничего не добились. Они "Бе, и бе, и бе, но бе едино. Свет, Свет, и Свет, но единый Свет, единый Бог". Разве может так быть, что Единый Бог ничего не добился? Если ты получаешь благодать в Крещении, Причащении и во всех Таинствах и обрядах, значит, понимаешь всю эту длинную цепочку. Если ты отрицаешь благодать Таинств, то отрицаешь эту цепочку. Есть люди, которые явно отрицают всю эту цепь, все эти Праздники - о них и говорить нечего. Есть люди - еретики, которые пытаются разрушить всю цепочку, разорвав одно звено. И делают это по наущению врага нашего спасения. А есть люди, которые внешне ничего не отрицают, не разрывают, но закрывают нам Свет, про который псалмопевец сказал " во свете Твоем узрим свет" через подчинение Святого Духа другим Лицам Святой Троицы в филиокве, зарывают и без филиокве, беря на себя власть распоряжаться Святым Духом, своевольно действуя против канонических правил, установленных Церковью, и , наконец, через собственные грехи, лишающие их права занимать то или иное место. Изобретений врага нашего опасения не мало. Кроме того, можно пытаться и лгать Богу, как Ананий и Сапфира (Деян 5,4). И делать все это понимая, что конец этим занятиям весьма плохой.
Многие спорили о возможности изображения Бога Отца, поэтому Рублевская икона для них изображение - трех ангелов., а, так называемой иконе "Гостеприимство Авраама", просто иллюстрация к библейскому сюжету. Прп. Андрей Рублев высоко поднял планку для этого сюжета - сократил все ненужное, временное, отвлекающее и получилось богословие в красках. Пророчество о троичности Бога в Ветхом Завете. Но, даже не так: он изобразил неизобразимое: "Бг҃а никто́же ви́дѣ нигдѣ́же" . А теперь получается увидели. "Подобает ведати, яко всякому христианину достоить писати на всечестных и божестъвных иконах и на стенах и на священных съсудех Святую Троицю единосущную и неразделную и неслианную, и покланятися с страхом и трепетом верою же и любовию, божественому и пречистому оному подобию, желанием бесчисленым и рачением любезным целовати. Того ради, яже бо невъзможна есть нам зрети телесныма очима, сих съзерцаем духовне ради иконного въображениа. Аще бо и неописана есть божеством Святая и Всемогущаа и Животворящаа Троица, но обаче многыми образы богогласнии и всечестьнии пророци же и праведницы о той прорекоша; Аврааму же чювствено и в человечьстемь подобии явися. И яко же явитися благоизволи, сице и описоватися повеле. И от вещного сего зрака възлетаеть ум наш и мысль к божестъвеному желанию и любви, не вещь чтуще, но вид и зрак красоты божестъвеного оного изъображениа. И такового ради изображениа трисвятая песнь Трисвятей и Единосущней и Животворящей Троици на земли приносится, понеже почесть иконная на первообразное преходит. И не токмо ныне освещаемся и просвещаемся Духом Святым сего ради, но и в будущем веце мзду велию же неизреченную приимем, егда телеса святых паче солнечныа светлости просветятся, иже ради иконного въображениа любовне почитають и целують едино существо божества в триех образных съставех и молятся пречистому оному и божественому подобию Святыа и Животворящиа Троица". То есть те, кто почитают и целуют Божество этого изображения, будучи на земле соединяются с небесным миром. Л.А. Успенский видит здесь исихастскую направленность, которая через молитву поднимает человека до зрения небесного мира.
Но мир не стоит на месте и увидеть Святую Икону можно и на литографии, и на компьютере. Образ, выставленный ныне в храме, по содержанию точной такой же. Есть иконы, поклонение которым дает особую благодать. Тут получается поклонение богословское. Поклониться умом, ощутить, что тут мы видим по сути невидимое - больше, чем дань древнему искусству. Поэтому пропасть между церковным человеком и ценителем из когорты Грабаря непреодолима.