Нур-Султан, Казахстан
Анастасия Риммер
Координатор по молодежным проектам Общественного фонда «Казахстанское объединение немцев „Возрождение“»
Как привлечь молодежь к изучению культуры и истории своего народа, мотивировать ее в век глобализации сохранять культурное наследие и популяризировать традиции и обряды этнических немцев, как сделать эти понятия «вкусными» для подрастающего поколения? Делимся опытом проектной работы Общественного фонда «Казахстанское объединение немцев „Возрождение“» и Союза немецкой молодежи Казахстана (СНМК).
Будущее нашей культуры – в руках молодежи, и с этим, наверное, никто не спорит. Вот только все организации, которые занимаются сохранением и популяризацией культуры и истории, и оргкоманды различных проектов неизбежно сталкиваются с проблемой пассивности ребят и девушек. И можно долго рассуждать на тему, что раньше молодежь была другая, но истинная причина ведь не в этом. Мир меняется, меняются ориентиры, ценности, сознание человека. Кроме того, трансформируются и способности людей воспринимать информацию. Если раньше она была недоступна, ее не хватало, и люди ее в прямом смысле искали, то современный человек перегружен информацией, так как она всегда «под рукой». О чем это говорит менеджеру проектов? О том, что проектную работу тоже необходимо менять. Самоорганизация немцев Казахстана уже начала это делать. Чем она руководствуется?
1. КУЛЬТУРА ДОЛЖНА БЫТЬ ДОСТУПНА
Речь, конечно же, идет о доступности для молодежи. И тут нужно сразу исключить такие варианты, как походы в библиотеку и музей, поиск научных публикаций и архивных материалов, прослушивание многочасовых лекций. Современная молодежь воспринимает информацию, данную кратко, красочно и дигитально. Например, минивидеолекции. В рамках проекта СНМК «Die Erstellung von Mini-Lernvideos für die Jugendarbeit: die Feste der ethnischen Deutschen Kasachstans» были разработаны 10 видеороликов о праздниках этнических немцев Казахстана. Каждое видео длится в среднем около 5 минут и включает в себя как аудио-, так и визуальный материал. Обязательное условие – размещение в открытом источнике. Чтобы посмотреть данные видео, не нужно проходить никаких регистраций: все ролики выложены на YouTube-канале СНМК и доступны круглосуточно. Данные видео уже не первые в копилке Союза. В 2020 году были разработаны и отсняты четыре видеолекции по истории немцев Казахстана и, несмотря на их впечатляющий успех, был сделан вывод – видео должны быть короче. Сейчас СНМК готовит новый цикл передач – по кухне этнических немцев, где также кратко и красочно будет представлен материал. Он сможет заменить печатные кулинарные книги, которые, к сожалению, не пользуются популярностью у молодого поколения.
2. КУЛЬТУРА ДОЛЖНА БЫТЬ ИНТЕРАКТИВНА
Давно не секрет, что лучше теории может быть только практика. Так вот и знакомство молодежи с этнической культурой должно иметь практическую направленность. Ведь в голове после прослушанной лекции всегда остается в разы меньше материала, чем после того, как человек сам пережил и пропустил его через себя. То есть помимо слуха и зрения, необходимо подключать также руки, ноги и т.д. Давайте рассмотрим примеры.
НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ
В 2020 году СНМК выпустил свою первую настольную игру «Калейдоскоп истории» – сборник из семи настольных игр, которые охватывают разные темы: «Известные немцы Казахстана», «Кухня», «Праздники», «Важные исторические даты» и др. Данная игра позволяет участникам «потрогать» историю и культуру, проверить свои знания и посоревноваться с другими.
НЕМЕЦКИЕ ЭКСКУРСИИ
Узнать историю и культуру немцев своего города лучше всего можно «пройдя» ее. В буквальном смысле слова. В 2021 году клубы немецкой молодежи из Алматы, Караганды и Семея в рамках проекта «Meine deutsche Stadt» разработали экскурсионные маршруты по своим городам через призму «немецкости». Участникам экскурсии предлагается посетить как локации, имеющие историческую ценность, так и современные объекты, где представлена культура немцев Казахстана. Но пользу от этого проекта отмечают не только посетители экскурсии, но и ее разработчики. Ведь сколько книг было просмотрено, сколько интервью с историками и очевидцами проведено, и все это с большим удовольствием, так как было сделано ради создания конечного продукта – экскурсионного маршрута «Мой немецкий город».
КВИЗЫ И КВЕСТЫ
Являясь чем-то средним между настольными играми и экскурсиями, различные квизы и квесты смело занимают отдельную строку в перечне развлечений со смыслом. Во-первых, данный метод очень гибкий и его можно подстраивать под конкретные запросы клуба. Если это лето и хочется активного времяпрепровождения, то можно провести квест по городу с целью поиска исторических мест для ознакомления или, скажем, создания фотовыставки «Мой немецкий город сегодня». Если погода не позволяет, данную форму молодежной работы можно провести в рамках одного помещения, например, через игровую обучающую платформу Kahoot! или даже на расстоянии (что было актуально в период самоизоляции) через различные онлайн-площадки для проведения викторин с включением аудио- и видеоматериалов.
ТЕАТР
Еще один, для Казахстана уже не новый, но все такой же популярный метод молодежной работы – театр. Участвуя в постановках, в которых реконструируются какие-то исторические события или традиции и обряды, молодежь буквально «проживает» это. И тут важен не столько результат, хотя он всегда прекрасен, сколько сам процесс подготовки спектакля и погружения молодежи в атмосферу соответствующего времени.
ПОДКАСТЫ
Также можно распространять культуру через подкасты на популярных музыкальных площадках. Это позволит достучаться до той части подрастающего поколения, которая в силу занятости не может изучать материал по видео и книгам, а вот послушать интересный материал (особенно в формате диалога) по пути на работу или во время тренировки вполне согласна. СНМК подготовил свои первые подкасты в период карантина, но они были направлены на молодые семьи, так как были записаны сказки писателей – этнических немцев. Предполагалось, что перед сном родители включают такую сказку ребенку и все знакомятся с этнокультурным материалом. Казахстанская газета Deutsche Allgemeine Zeitung также выпускает свои подкасты, но уже в форме интервью с известными немцами на актуальные темы.
Таких методов молодежной работы еще очень много и перечислить все, наверное, даже невозможно. Но подводя итог, необходимо сказать, что сохранение культурного наследия во многом зависит не только от того, как мы это наследие храним, имеются ли у нас музеи и сканируем ли мы старинные книги. Сохранение культуры во многом зависит от того, как мы культуру передаем молодому поколению. Его нужно заинтересовать, рассказать ему о культуре на его языке, и тогда молодежь сама с горящими глазами будет придумывать все новые и новые формы реализации этнокультурных проектов и продвигать немецкую культуру в массы.
BiZ-Bote, № 4/2021
Новые подходы к популяризации культуры
5 минут
101 прочтение
6 июня 2023