Начинающий психолог часто сталкивается с искушением дать советы своему клиенту. Можно или нельзя давать советы? В различных модальностях есть много мнений относительно уместности советов или указаний в качестве терапевтической интервенции.
Психодинамические и гуманистические традиции исторически препятствовали использованию советов, в то время как когнитивно-поведенческие направления консультирования рассматривают такие методы как неотъемлемую часть роста и развития клиентов.
Однако во всех модальностях теоретики и практики признают, что есть моменты и обстоятельства, когда давать советы уместно, а есть случаи, когда это неуместно, но принимать это решение консультант должен очень осторожно, взвесив все возможные последствия своего решения.
Обсудили тему с ментором программы «Ведение первичного онлайн-приёма» Ольгой Валаевой. Читайте о трёх причинах, почему консультанту следует избегать советов.
- Советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее и тем самым вносит вклад в подкрепление пассивности клиента, в его инвалидизацию
- Чтобы дать хороший совет, консультанту необходимо быть экспертом, однако он не может иметь глубокие знания и опыт во всех областях человеческой жизни
- Сильное желание дать совет является тревожным сигналом высокой вероятности контрпереноса, то есть проекции взглядов и убеждений консультанта, а не результатом анализа ситуации клиента.
Психотерапевтическая коммуникация отлична от всех других видов коммуникации, выражается в формировании психотерапевтического альянса и обращена прежде всего на внутренние ресурсы клиента. Совет же разрушает тонкую ткань отношений «терапевт-клиент».
В каких ситуациях можно давать советы?
- Во-первых, психолог должен быть уверен в своих знаниях и компетенциях в данной области.
- Во-вторых, советы должны быть основаны на научных исследованиях и теоретических моделях, а не на личном мнении или предубеждениях психолога.
- В-третьих, психолог должен учитывать индивидуальные потребности и особенности каждого клиента, а не предлагать универсальные решения.
Если психолог все же решает дать совет, он должен помнить о том, что клиент сам принимает решение и несет ответственность за последствия своих действий. Психолог должен помочь клиенту осмыслить свои переживания и эмоции, обрести себя, а не навязывать свое мнение. Есть много приемов – парафраз, отражение чувств, самораскрытие – которые помогут избежать совета и направить клиента к его внутренним ресурсам.
Если вы хотите узнать больше о приёмах и методах онлайн-терапии, регистрируйтесь на программу «Ведение первичного онлайн-приёма»: https://first-session.inpsycho.ru/