Найти тему
Дикое поле

Вологодское кружево.

В истории России Вологда, по возрасту являющаяся ровесницей Москвы, занимает особое место как один из важнейших городов Севера России, как перекрёсток путей, связывавших воедино европейскую Россию, Сибирь и Дальний Восток и как запасная столица России, при Иване IV Грозном чуть было не ставшая основной. Подобное положение серьёзно отразилось на культуре Вологды, которая выражается не только в затейливой архитектуре старинных жилых домов и храмов, но и в обилии народных художественных промыслов, одним из которых является вологодское кружево.

Накидка из вологодского кружева, XIX век.
Накидка из вологодского кружева, XIX век.

История вологодского кружева восходит к XIII веку, когда в Вологду из разгромленного монголо-татарами Торжка перебрались кружевных дел мастера, правда, их переезд на новое место не обошёлся без потерь: так, из-за отсутствия материалов кануло в Лету торжокское металлическое кружево, его мастерам пришлось перейти на шерстяные и льняные нитки, вновь металлическое кружево в Вологде начали плести только в XVII веке, но и тогда оно серьёзно уступало в качестве и выразительности тканному кружево, которое поначалу плели только в окружавших Вологду женских монастырях, но в XVI веке при Иване IV Грозном земли под Вологдой за службу стали выдавать дворянам, каждый из которых считал необходимым иметь в своём поместье хотя бы одну кружевницу, прошедшую обучение в вологодских монастырях и плётшую кружева на продажу, а активные контакты с английскими и западноевропейскими купцами дополнили исконно русское кружево технологиями и художественными находками европейских мастеров, органично вписавшихся в общую картину вологодского кружева.

Плетение вологодского кружева.
Плетение вологодского кружева.

Время шло, вологодские дворяне заводили в своих имениях настоящие фабрики по производству кружева, не отставали от них и женские монастыри, но вологодское кружево долгое время оставалось известным только в пределах родной губернии и так продолжалось до 1812 года, когда всплеску патриотизма, связанный с Отечественной войной, привёл к моде на всё русское, а тут и вологодские дворяне подсуетились, дабы поправить свои денежные дела и устроили такую рекламную кампанию вологодскому кружеву, что высшее русское общество не смогло перед ним устоять, кружева из Вологды стали украшением императорских фрейлин и дам из императорской фамилии, превратившись в своеобразную визитную карточку России. В XIX - начале ХХ века вологодский кружевной промысел развивался бешеными темпами, в 1912 году в Вологодской губернии работало 40000 кружевниц, но промысел их был кустарным и едва мог прокормить занимавшихся им женщин, находившихся в полной зависимости от скупщиков продукции, дававших сырьё и товары по своему усмотрению и всячески обвешивавших и обманывавших кружевниц при скупке продукции. Советская власть с самого начала оценила потенциал вологодского кружева как средства против женской безработицы, а также как средства перевоспитания женщин с низкой социальной ответственностью, после революции кружевное ремесло в Вологодской губернии было централизованно, в 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц, где профессию получали девочки-сироты из детских домов, в 1930 году был создан Вологодский кружевной союз, а в 1935 - художественная лаборатория при нём. В настоящее время вологодское кружево динамично развивается, а лучшие его образцы представлены в вологодском Музее кружева, основанном в 2010 году.

Экспозиция вологодского Музея кружева.
Экспозиция вологодского Музея кружева.