Найти тему

Шведский "Грифон" в небе Украины

Недавно МО нашего западного соседа заявил, что его ВВС хотят иметь примерно 100 самолетов. Из этой сотни 20-30 экземпляров должно приходится на Шведский многоцелевой истребитель Saab JAS 39 Gripen (Грифон). С чем это связано?

Шведский самолет интересен тем, что он имеет ряд преимуществ перед остальными западными самолетами. Правда смотря о каких модификациях самолета мы ведем речь. Как и любой современный самолет Грипен имеет ряд модификаций. В эксплуатацию он вошел в 1997 году, хотя совершил свой первый полет в 1988 году. Всех модификаций этого самолета произведено менее 300 штук. Не сравнить это с количеством произведенных F-16, тут число экземпляров исчисляется тысячами.

Основное преимущество этого самолета, конкурентная цена. Стоит один самолет примерно 48 миллионов долларов. Это примерно в 2-2,5 раза дешевле Рафаль или Тайфун. Правда и она не всегда позволяет Шведам выиграть конкурсы по закупке разными странами данного самолета. Сама Швеция имеет на вооружении 98 (по другим данным) самолетов модификации С/D. Модификация Д отличается от С наличием двух мест для летчиков и отсутствием по этой причине 27 мм пушки "Маузер".

Вид на схему "утка"
Вид на схему "утка"

В настоящее время Швеция приступила к производству последней модификации Грипена Е. Планируют к выпуску модификацию F. Отличие у них такое же как у С и D, F это двухместная модификация. Пока что Швеция смогла изготовить и передать заказчикам 6 самолетов (данные из открытых источников), 4 Бразилии и 2 шведским ВВС.

Что из себя представляет модификации JAS 39 модификации C и D? Это легкий многоцелевой истребитель изготовлен по аэродинамической схеме "Утка". Планер самолета создан с учётом снижения радиолокационной заметности: 30 % корпуса изготовлено из композитных материалов.

Имеет один двухконтурный турбореактивный двигатель Volvo Aero RM-12, разработанный на базе General Electric F404. два S-образных воздухозаборника. На модификации JAS 39E/F будет применяеться двигатель General Electric F414, обеспечивающий сверхзвуковую скорость полёта M = 1,1 с боевой нагрузкой без включения форсажного режима.

Длина корпуса 14,1 (14.8) м в скобках для модификации D, Размах крыльев 8,4 м, высота 4,5 м, Площадь крыла: 30 м², вес пустого: 6800 (7100) кг, нормальная взлетная 8500 кг, максимальная взлетная масса 14000 кг, полезная нагрузка 5300 кг, топлива во внутренних баках 2000 кг, тяга двигателя 5100 кгс, на форсаже 8160 кгс. Это дает ему развивать максимальную скорость примерно 2200 км/ч, боевой радиус 800 км, перегонная с дополнительными баками до 4000 км, скороподъемность 255 мс, нагрузка на крыло 283 кг/м кв, площадь крыла 30 кв м, коэффициент тяговооруженности 0,97, практический потолок 15 240 метров.

Для подвески оружия и дополнительного оборудования имеет 8 точек. может быть вооружен ракетами "Воздух-воздух" 6 AIM-9 или IRIS-T, 4 AIM-120, MICA, Skyflesh, Meteor. Из ракет "воздух-поверхность" может цеплять 4 "Маверик", или 2 KEPD-350 (аналог Шторм Шедоу), 2 противокорабельные RBS-15. Бомбовая нагрузка 2 УАБ GBU-12, 2 кассетных бомбы, 8 свободнопадающих Mark 82 (227 кг). Ранее писал на модификации С стоит 27 мм пушка, боезапас 120 снарядов.

Взлет Грипена с 3 подвесными баками
Взлет Грипена с 3 подвесными баками

Какие изменения имеет модификация Е в отличии от старших товарищей. Масса пустого самолета 8000 кг, берет топлива 3360 кг, боевая нагрузка 6000 кг, максимальный взлетный вес 16500 кг. Установлено 10 точек подвески. Можно устанавливать контейнеры для НУР.

Под носовым обтекателем истребителей «E» и «F» будет располагаться активная фазированная антенная решетка РЛС Leonardo Raven ES-05. Станция массой 215 кг работает в X-диапазоне и обеспечивает обзор пространства шириной 200°. Возможно слежение за воздушной и наземной обстановкой. Заявлен существенный рост дальности и надежности обнаружения целей в сравнении со штатной РЛС самолетов старых модификаций. Также увеличена дальность обнаружения целей с малой ЭПР.

Дополнительным средством обнаружения становится инфракрасная оптико-локационная станция Leonardo SkyWard-G. Это изделие предназначается для обзора передней полусферы и обнаружения теплоконтрастных воздушных или наземных целей. ОЛС планируется использовать в качестве дополнения к основной РЛС. Также ее можно применять в качестве основного средства наблюдения, не демаскирующего самолет-носитель собственным излучением.

Что очень нравится "западному соседу" и уже "не брату" в этом самолете кроме стоимости? Это стоимость обслуживания. Мотор идентичен тем, что установлены на F-16. Самолет способен взлетать с любых твердых поверхностей, так же и автодорог. Если позволяет ширина и длина ровного участка дороги. Этот самолет считается очень маневренным за счет своей схемы корпуса.

Вариант для нанесения удара по наземным целям
Вариант для нанесения удара по наземным целям

Есть минус у того Самолета. радар АФАР (активная фазированная антенная решетка) имеет узкий луч сканирования. Это позволяет ему искать цели на расстоянии 200-240 км. Правда луч имеет узкий градус сканирования. Если сделать его обычным широким, то дальность обнаружения падает в 2-2,5 раза. В США для таких самолетов должны использоваться системы АВАКС. Они должны обнаруживать цель и на нее наводить самолеты с такими радарами. Но вряд ли такие самолеты дадут нашему западному соседу.

Вряд ли быстро построят новые самолеты. Возможно могли бы передать старые экземпляры. Но они ни чем не лучше чем советские МИГ-29. К тому же на эти самолеты нужны экипажи, техники и вооружение.

Таким образом, этот самолет так же может существовать в товарных количествах только во влажных мечтах самих Шведов и Бразильцев. Хотя модификации С и D имеются на вооружении Венгрии, Чехии, ЮАР, Таиланда, Британии и Бразилии.