Новая версия Импакт-рейтинга от британского журнала THE полностью опровергает известное изречение Лиона Фейхтвангера «Талантливый человек талантлив во всём». Ранжирование оценивает влияние университетов мира на достижение Целей устойчивого развития Организации Объединённых наций. Казалось бы, лидеры по самой актуальной повестке должны иметь громкие достижения в науке и соответствующее реноме в академической среде. Однако на ведущих позициях в ранжировании мы видим учебные заведения второго или даже третьего эшелона мировой вузовской системы.
Означает ли это, что лучшие университеты мира наплевали на устойчивое развитие? Или достижение планетарных целей подменено имитацией бурной деятельности, в которой солидные организации не хотят участвовать.
Напомним, 25 сентября 2015 года 193 страны ООН проголосовали за принятие в качестве глобального ориентира на период до 2030 года перечня из 17 основных целей в сфере борьбы с нищетой, ораны здоровья и окружающей среды, развития инфраструктуры и городской среды, экономического роста, а также достижения гендерного равенства.
Пятёрка лидеров Импакт-рейтинга THE (по убыванию): Университет Западного Сиднея (Австралия), Манчестерский университет (Великобритания), Королевский университет (Канада), Научный университет Малайзии, Университет Тасмании (Австралия).
Форпост сопоставил оценку их заслуг перед устойчивым развитием с позицией в общем глобальном университетском рейтинге 2023 года по версии того же журнала THE и второго, пожалуй самого авторитетного в академическом мире, рейтингового агентства QS (также британского). Лучшим из представленной пятёрки оказался Манчестерский университет, но всё равно у него только 28 место в рейтинге QS и 54 – THE. Правда, он хотя бы входит в число престижных «краснокирпичных» английских учебных заведений, аналог американской «Лиги плюща».
В Импакт-рейтинге Манчестерский университет напоминает свадебного генерала, поскольку остальные его лидеры даже не попали в первую сотню, ни у QS, и у THE.
«На практическом уровне, как крупные организации, мы являемся крупными потребителями, крупными работодателями, крупными движущими силами в нашей местной экономике. Значит, наши усилия в направлении устойчивого развития оказывают значительное влияние» – прокомментировал высокий результат своего вуза в Импакт-рейтинге вице-канцлер австралийского Университета Тасмании Руфус Блэк.
Однако у его вуза 293 место QS и 301-350 THE. Возможно, он велик в масштабе Танзании, но по позиции в международной табели о рангах не может считаться таковым.
Ещё одна реплика победителя, Пер Михаэль Йоххансен, ректор Ольборгского университета (Дания):
«Наша первостепенная роль в усилиях по содействию устойчивому развитию состоит в разработке новых и важных технологий, которые позволяют бороться с глобальным потеплением, голодом или загрязнением окружающей среды».
К сожалению, 330-е место университета в рейтинге QS заставляет усомниться в первостепенной важности его научных открытий.
Предположим, что лидеры Импакт-рейтинга сосредоточили усилия на профильных направлениях науки. Тогда они были бы заметны в специализированных предметных рейтингах. Возьмём для примера рейтинг QS 2023 года по направлению «Добыча полезных ископаемых и горная промышленность» – как раз по теме повышения экологичности получения сырьевых ресурсов и удешевлению производства энергии. Мировыми лидерами здесь являются Высшая школа Колорадо (США), университет МакГилла (Канада), Санкт-Петербургский горный университет (Россия) и университет Квинсленда (Австралия).
В верхних строках Импакт-рейтинга тоже присутствуют вузы Канады, Австралии и США, но другие – не те, которые лидируют в своей отрасли. Странное на первый взгляд несоответствие достаточно бледных академических заслуг и громкого успеха по линии Организации Объединённых Наций отчасти проясняется, если раскрыть структуру рейтинговых показателей. Лучшие вузы рейтинга объединяет высокий балл по показателю «Партнёрство в достижении целей» (последняя из 17-ти целей ООН). То есть не научные и учебные достижения, а «пионерская зорька». Успехи в партнёрстве позволили не слишком усердствовать ни по показателям качества образования, ни по влиянию на экономический рост.