Найти тему
Журнал не о платьях

«Он не пред­по­ла­гал, что пьёт ко­фе с будущей «не­ко­ро­но­ван­ной ко­ро­ле­вой Ира­ка»

Источник фото: tvbesedka.com
Источник фото: tvbesedka.com

Окончание. Начало здесь⤵️

Это по­тря­се­ние ста­ло судь­бо­но­с­ным по­во­ро­том в жиз­ни Гер­тру­ды. К 1896 го­ду она уже зна­ла араб­ский, изу­чи­ла Ко­ран и от­пра­ви­лась в пу­те­ше­ст­вие по ми­ру – под­ни­ма­лась в го­ры в Швей­ца­рии, ин­те­ре­со­ва­лась ар­хе­о­ло­ги­ей, вы­учи­ла фран­цуз­ский, не­мец­кий, италь­ян­ский, фар­си и ту­рец­кий язы­ки.

По­с­ле Па­ле­сти­ны и Си­рии по­бы­ва­ла в Ие­ру­са­ли­ме, где на­ча­ла го­то­вить­ся к пу­те­ше­ст­вию в Ара­вию. До сих пор она ез­ди­ла на ло­ша­ди в жен­ском се­д­ле, а те­перь се­ла на ко­ня по-муж­ски, смо­де­ли­ро­вав спе­ци­аль­но для это­го юб­ку-брю­ки сво­бод­но­го по­кроя.

Ара­вий­ские пу­с­ты­ни, Тур­ция, Ме­со­по­та­мия, Ва­ви­лон… В 1905 го­ду Бэлл по­з­на­ко­ми­лась с из­ве­ст­ным ар­хе­о­ло­гом Уиль­я­мом Рам­си, спе­ци­а­ли­стом по ру­и­нам Ма­лой Азии и ма­ну­ск­ри­п­там. Вна­ча­ле ар­хе­о­лог был ске­п­ти­че­с­ки на­стро­ен к этой бо­га­той чу­да­ч­ке, но вско­ре сам пред­ло­жил стать его ком­пань­он­кой.

В 1911 го­ду Гер­тру­да в Да­ма­ске сна­ря­ди­ла ка­ра­ван для пу­те­ше­ст­вия по пу­с­ты­ням Си­рии. Зи­ма ока­за­лась су­ро­вой, и толь­ко в се­ре­ди­не мар­та пу­те­ше­ст­вен­ни­ки на­ко­нец уви­де­ли ми­на­ре­ты Ба­г­да­да. То­г­да Гер­тру­да да­же не мог­ла се­бе пред­ста­вить, что этот не­обы­к­но­вен­ный го­род ста­нет ее при­ста­ни­щем. По пу­ти в Ба­г­дад она по­з­на­ко­ми­лась с мо­ло­дым муж­чи­ной, ко­то­рый го­во­рил о том, что со­би­ра­ет­ся всю свою жизнь по­свя­тить ар­хе­о­ло­гии. Че­рез не­ко­то­рое вре­мя этот юно­ша -- То­мас Эду­ард Ло­у­ренс – ста­нет ру­ко­во­ди­те­лем араб­ско­го вос­ста­ния про­тив ту­рок и по­ве­дет в Да­маск ты­ся­ч­ную ар­мию. То­г­да Гер­тру­да еще не зна­ла, что это -- бу­ду­щий Ло­у­ренс Аравийский.

С Лоуренсом. Источник фото: tvbesedka.com
С Лоуренсом. Источник фото: tvbesedka.com

Но и он не пред­по­ла­гал, что пьет ко­фе с жен­щи­ной, ко­то­рая вой­дет в ис­то­рию, как «не­ко­ро­но­ван­ная ко­ро­ле­ва Ира­ка».

Осе­нью 1914 го­да Бли­ж­ний Вос­ток стал по­лем бра­ни. Бри­та­ния втя­ну­ла ара­бов в вой­ну, по­обе­щав не­за­ви­си­мость в об­мен на па­де­ние от­то­ма­нов. В на­ча­ле вой­ны Бэлл ра­бо­та­ла в ве­дом­ст­ве, ко­то­рое за­ни­ма­лось по­ис­ком про­пав­ших без ве­с­ти и ра­не­ны­ми – сна­ча­ла во Фран­ции, по­том в Лон­до­не. В 1915 го­ду она при­бы­ла в Ка­ир. Вме­сте с Ло­у­рен­сом они за­ня­лись пла­ном араб­ско­го вос­ста­ния. По­том – Ба­г­дад. По­с­ле ухо­да ту­рок там гос­под­ство­вал ха­ос, не­об­хо­ди­мо бы­ло сро­ч­но со­з­да­вать вре­мен­ное пра­ви­тель­ст­во.

Мно­гие шей­хи не до­ве­ря­ли бри­тан­цам, но они по­л­но­стью до­ве­ря­ли этой жен­щи­не. В 1916 го­ду она пи­са­ла бра­ту:

«Я хо­ро­шо знаю и по­ни­маю ара­бов, мои от­но­ше­ния с ни­ми да­ле­ко не офи­ци­аль­ные. Имен­но та­кие дру­же­ские от­но­ше­ния при­но­сят боль­шую поль­зу Ан­г­лии».

Гер­тру­ду Бэлл слу­ша­ли и ара­бы, и бри­тан­цы. Она ор­га­ни­зо­ва­ла пер­вые «вы­бо­ры» – вме­сте с кан­ди­да­том на трон Ира­ка Фей­са­лом из ди­на­стии Ха­ши­ми­тов ез­ди­ла к «из­би­ра­те­лям» -- во­ж­дям пле­мен. Ко­г­да в 1921 го­ду в Ка­и­ре про­ис­хо­ди­ла кон­фе­рен­ция по бу­ду­ще­му ста­ту­су но­во­го го­су­дар­ст­ва, Уин­с­тон Чер­чилль при­гла­сил ав­то­ри­тет­ней­ших спе­ци­а­ли­стов по Бли­ж­не­му Вос­то­ку. Сре­ди со­ро­ка муж­чин бы­ла един­ст­вен­ная жен­щи­на -- ко­не­ч­но, Гер­тру­да Бэлл.

Как толь­ко си­ту­а­ция в стра­не ста­би­ли­зи­ро­ва­лась, Гер­тру­да ста­ла за­бо­тить­ся о со­з­да­нии ар­хе­о­ло­ги­че­с­ко­го му­зея в Ба­г­да­де, ко­то­рый се­го­д­ня из­ве­с­тен как один из са­мых пре­сти­ж­ных му­зе­ев ми­ра.

В 1925 го­ду Бэлл не­на­дол­го вер­ну­лась в Ан­г­лию. Здесь ее ожи­да­ли се­мей­ные про­б­ле­мы – эко­но­ми­че­с­кая де­п­рес­сия по­гло­ти­ла все со­сто­я­ние. Хо­тя род­ные про­си­ли ее ос­тать­ся на ро­ди­не, Гер­тру­да вер­ну­лась в Ба­г­дад. Здесь ее на­стиг­ла весть о смер­ти от хо­ле­ры млад­ше­го бра­та. Силь­но по­шат­ну­лось и ее здо­ро­вье.

25 ию­ня 1926 го­да Гер­тру­да при­сут­ст­во­ва­ла на ба­лу, ко­то­рый да­вал ко­роль Ира­ка. По­с­ле это­го она боль­ше ни­г­де не по­я­в­ля­лась и ни­ко­го не при­ни­ма­ла у се­бя до­ма. 12 ию­ля ве­ли­кая жен­щи­на не вы­шла к зав­т­ра­ку в при­вы­ч­ный час. Слу­ги на­шли хо­зяй­ку мер­т­вой в сво­ей по­сте­ли. На но­ч­ном сто­ли­ке сто­ял пу­с­той пу­зы­рек из-под сно­твор­но­го. Гер­тру­да Бэлл не ос­та­ви­ла про­щаль­но­го пись­ма. Пред­по­ла­га­ют, что бу­ду­чи по­с­лед­ний раз в Ан­г­лии, она уз­на­ла, что боль­на ра­ком лег­ких…

Было интересно? Подпишись на наш канал и читай о Лоуренсе Аравийском:

"Нет ни­че­го на све­те, ра­ди че­го сто­и­ло бы во­е­вать". Неразгаданная история шпиона Лоуренса Аравийского
Журнал не о платьях31 марта 2022

Лариса Щебренко (с) "Лилит"