Мы уже вспоминали с вами этот удивительный, искрящийся смехом и радостью, фильм. Наверно, пришло время снова поговорить о нём. ) Обычно фильмы "вырастают" из сценария (или - книги), но не в этот раз. "Труффальдино из Бергамо" родился из музыки. Нет, конечно, книга тоже была - классическая итальянская "комедия масок" Карло Гольдони "Слуга двух господ", написанная им еще в середине 18 века. Комедия пользовалась огромным успехом и ставилась неоднократно по всему миру (в том числе - и у нас, конечно). А вот на экранизации пьесе не очень повезло. На сегодняшний день есть всего пять таких постановок, из них три - телеверсии спектаклей (причем, первая такая телеверсия была создана еще в 1953 году в СССР, в основу лег спектакль Ленинградского БДТ).
Собственно фильмов было всего два. Последняя экранизация увидела свет в 2011 году в Швеции. А первая - в 1976 году в СССР. Вот о ней мы с вами сегодня и поговорим. )
Итак, началась эта история с того, что, вдохновившись пьесой Гольдони, композитор Александр Колкер сочинил музыку для нее, а поэт Ким Рыжов, давний соавтор Колкера, написал на эту музыку стихи. Друзья сохранили стилистику итальянского уличного театра, для которого, собственно, и создавалась первоначальная пьеса, лишь слегка осовременив ее. (Интересно, что оригинальный сюжет Гольдони остался практически неизмененным.) Получившееся произведение было предложено для постановки в Ленинградский Театр Музыкальной комедии. Главным режиссёром Театра был в те годы Владимир Воробьёв, человек очень непростой, мрачноватый и, по воспоминаниям коллег, "тяжелый". И при этом - обладавший невероятный чутьем на смешное, причем, именно легкомысленно смешное.
Воробьёву сценарий понравился настолько, что он решил ставить не спектакль, а сразу фильм. Но фильм подчеркнуто "театральный", что было необычно для экрана, но вполне соответствовало изначальной задумке пьесы для уличного театра. Для съёмок были в основном приглашены актеры Ленинградского театра Музыкальной комедии.
"Труффальдино из Бергамо" пьянит и кружит голову. Он настолько гармоничен и лёгок, что кажется, будто и создавался он так же легко и непринужденно. Но - нет. Рождение фильма было сложным.
По большому счету, у фильма был сработавшийся костяк поющих ленинградских актеров из одного театра во главе с их же режиссёром. И - "московские гости" на главные роли. Это не могло не вызвать определенные трения. Но и между "москвичами", Натальей Гундаревой и Константином Райкиным, понимание возникло далеко не сразу - а как играть Смеральдину и Труффальдино, не испытывая друг к другу хотя бы симпатии? Симпатия и уважение пришли лишь после окончания подготовительного съёмочного периода, давшегося тяжело всем - и актерам и режиссёру. Тем не менее, Наталья Гундарева, изначально считавшая своего партнера "блатным выскочкой" и упрашивавшая режиссера отдать эту роль Виктору Павлову, сумела увидеть в нем отличного актера и настоящего Труффальдино. А Райкин - обуздал свой взрывной темперамент и поладил и с режиссером и с другими актерами.
Немного забавных фактов
- На роль Труффальдино пробовался не только Константин Райкин (он не был даже основным претендентом). Режиссер предлагал эту роль Олегу Далю, Наталья Гундарева, как уже говорилось, ратовала за своего однокурсника Виктора Павлова. Еще одним безусловным фаворитом считался Борис Смолкин, актер театра Музыкальной комедии. Он, кстати, впоследствии и сыграл эту роль - но только в театре. А в фильме ему досталась эпизодическая роль "разбойника с цветочком".
- На роль Беатриче пробовалась Людмила Гурченко, но от этой идеи пришлось отказаться - в мужском костюме она выглядела уж очень неубедительно. В результате Беатриче сыграла Валентина Кособуцкая.
- За Константина Райкина в фильме пел Михаил Боярский, которого когда-то Владимир Воробьев не взял в свой театр, сочтя его голос "чересчур сиплым и дребезжащим". Райкину, кстати, озвучка не понравилась и он долго утверждал, что "и сам сумел бы спеть не хуже".
- В фильме Елена Дриацкая, играющая Клариче, поёт и за себя и за непоющую Наталью Гундареву. Так что есть в фильме сцена, в которой ей приходится петь на два голоса - за обеих героинь сразу.
Я не буду спрашивать, помните ли вы этот фильм. Помните, конечно же помните!
А вот мнениями, впечатлениями и воспоминаниями можно обмениваться в комментариях. )