История просвещения в эпоху императорской России тесно связана с реформами, которые проводили выдающиеся русские монархи.
Сегодня мы вспомним о трёх правителях: Петре I, Екатерине II и Александре II, — которые много сделали для развития образования в Российской империи.
Петр Первый
XVIII век не зря называется Эпохой Просвещения — в это время почитается человеческий разум, способный преобразовать мир.
В России это столетие стало и эпохой образования. А начинается всё с Петра Первого.
Именно этот государь заложил основы светской системы образования, заставил народ учиться, основал новые школы, создал Академию наук.
При Петре I были созданы массовые школы разной направленности.
В 1701 году начала функционировать Навигационная школа, на базе которой в дальнейшем создавались и другие школы: артиллерийская, инженерная, адмиралтейская.
В 1714 году открылись в Петербурге Общественная библиотека, Кунсткамера, а также военно-морской и артиллерийский музей.
Появилась первая печатная газета. А в 1724 г. издан указ о создании академии, вскоре начавшей работать.
В эту эпоху страна нуждалась в квалифицированных кадрах. На первых порах приглашались иностранцы, но реформой образования Петр I создал собственную кузницу кадров.
Екатерина II
Век Просвещения продолжался, и на сцену истории вышла Екатерина Великая. Эпоха просвещенного абсолютизма опиралась на развитие сферы образования.
Императрица равнялась на европейские системы образования и культуру, поэтому сделала ставку на введение высших учебных заведений и реформ в области школьного образования.
Какие же ключевые преобразования в эпоху Екатерины Великой можно назвать?
1764 г. — открытие института Благородных девиц, первого учебного заведения для женщин.
1768 г. — введение классно-урочной системы, пользующейся популярностью и в современных школах.
Учреждение в Санкт-Петербурге и Москве специальных учебных заведений для сирот.
1783 г. — учреждение Российской академии, которая вела научную и образовательную деятельность в стране.
27 февраля 1781 года Екатерина II начала реформу образования: в Санкт-Петербурге открылись «городские школы», а позднее по их образцу была создана сеть народных училищ в России.
Эти реформы среднего образования завершили блестящий российский век Просвещения. Наступит XIX век.
Александр II
В 1800-х годах внук Екатерины император Александр II продолжит труд по усовершенствованию системы образования. Этого государя не зря называли Освободителем.
Кроме знаменитой отмены крепостного права ему принадлежит заслуга дальнейших реформ в разных областях российской жизни.
Модернизация системы образования началась с проекта 1856 года, затем третий проект был утверждён императорской комиссией.
В начальном образовании отменялась монополия государства и церкви на открытие учебных заведения для народа. Теперь этим правом обладали земство, общественные организации и частные лица.
С этого момента земские школы стали самым распространённым видом учебных заведений Российской империи с 1870-х вплоть до революции 1917 года.
В уставе, касающемся среднего образования, были систематизированы гимназии и прогимназии.
Гимназии делились на два вида: классические и реальные. Первые готовили к поступлению в университет, в них изучались классические языки.
В реальных гимназиях сокращались гуманитарные предметы и делался упор на преподавание математики и естественных наук Выпускников готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения.
Что касается высшего образования, то всё началось с принятия самого либерального университетский устав за всю историю Российской империи.
Университеты получали автономию: могли сами утверждать программу обучения, принимать или увольнять преподавателей, решать финансовые вопросы.
Университеты прекрасно оснащались: библиотеки, тематические кабинеты, обсерватории, музеи, учебные пособия – всё это содержалось за счёт государственных средств.
Эта система образования просуществовала вплоть до 1917 года.
Оглядываясь в прошлое, можно с уверенностью сказать, что имена этих великих монархов – Петра I, Екатерины II и Александра II – неразрывно связаны с развитием просвещения в России.
Автор: Екатерина Гладкова
Редактор: Екатерина Смирнова
Опубликовано: ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ