Найти в Дзене

Русские императоры, которые сделали большой вклад в развитие образования

Оглавление

История просвещения в эпоху императорской России тесно связана с реформами, которые проводили выдающиеся русские монархи.

Сегодня мы вспомним о трёх правителях: Петре I, Екатерине II и Александре II, — которые много сделали для развития образования в Российской империи.

Петр Первый

XVIII век не зря называется Эпохой Просвещения — в это время почитается человеческий разум, способный преобразовать мир.

-2

В России это столетие стало и эпохой образования. А начинается всё с Петра Первого.

Именно этот государь заложил основы светской системы образования, заставил народ учиться, основал новые школы, создал Академию наук.
При Петре I были созданы массовые школы разной направленности.

В 1701 году начала функционировать Навигационная школа, на базе которой в дальнейшем создавались и другие школы: артиллерийская, инженерная, адмиралтейская.

В 1714 году открылись в Петербурге Общественная библиотека, Кунсткамера, а также военно-морской и артиллерийский музей.

-3

Появилась первая печатная газета. А в 1724 г. издан указ о создании академии, вскоре начавшей работать.

В эту эпоху страна нуждалась в квалифицированных кадрах. На первых порах приглашались иностранцы, но реформой образования Петр I создал собственную кузницу кадров.

Екатерина II

Век Просвещения продолжался, и на сцену истории вышла Екатерина Великая. Эпоха просвещенного абсолютизма опиралась на развитие сферы образования.

-4

Императрица равнялась на европейские системы образования и культуру, поэтому сделала ставку на введение высших учебных заведений и реформ в области школьного образования.

Какие же ключевые преобразования в эпоху Екатерины Великой можно назвать?

1764 г. — открытие института Благородных девиц, первого учебного заведения для женщин.

1768 г. — введение классно-урочной системы, пользующейся популярностью и в современных школах.

Учреждение в Санкт-Петербурге и Москве специальных учебных заведений для сирот.

1783 г. — учреждение Российской академии, которая вела научную и образовательную деятельность в стране.

27 февраля 1781 года Екатерина II начала реформу образования: в Санкт-Петербурге открылись «городские школы», а позднее по их образцу была создана сеть народных училищ в России.

Эти реформы среднего образования завершили блестящий российский век Просвещения. Наступит XIX век.

Александр II

-5

В 1800-х годах внук Екатерины император Александр II продолжит труд по усовершенствованию системы образования. Этого государя не зря называли Освободителем.

Кроме знаменитой отмены крепостного права ему принадлежит заслуга дальнейших реформ в разных областях российской жизни.

Модернизация системы образования началась с проекта 1856 года, затем третий проект был утверждён императорской комиссией.

-6

В начальном образовании отменялась монополия государства и церкви на открытие учебных заведения для народа. Теперь этим правом обладали земство, общественные организации и частные лица.

С этого момента земские школы стали самым распространённым видом учебных заведений Российской империи с 1870-х вплоть до революции 1917 года.

В уставе, касающемся среднего образования, были систематизированы гимназии и прогимназии.

Гимназии делились на два вида: классические и реальные. Первые готовили к поступлению в университет, в них изучались классические языки.

В реальных гимназиях сокращались гуманитарные предметы и делался упор на преподавание математики и естественных наук Выпускников готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения.

-7

Что касается высшего образования, то всё началось с принятия самого либерального университетский устав за всю историю Российской империи.

Университеты получали автономию: могли сами утверждать программу обучения, принимать или увольнять преподавателей, решать финансовые вопросы.

Университеты прекрасно оснащались: библиотеки, тематические кабинеты, обсерватории, музеи, учебные пособия – всё это содержалось за счёт государственных средств.

Эта система образования просуществовала вплоть до 1917 года.

Оглядываясь в прошлое, можно с уверенностью сказать, что имена этих великих монархов – Петра I, Екатерины II и Александра II – неразрывно связаны с развитием просвещения в России.

Автор: Екатерина Гладкова

Редактор: Екатерина Смирнова

Опубликовано: ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

-8