Найти тему
Юниверсал Моторс

История появления первого в мире турэндуро

BMW R80G/S — первая в мире попытка скрестить эндуро с обычным туристическим байком. Но она смогла круто изменить мир. Для лучшего понимания стоит сразу прояснить разницу между этими типами мотоциклов.

Эндуро предназначен для езды по бездорожью. У него мощный и надежный двигатель, увеличенный ресурс. Туристические направлены на длительные путешествия и комфорт водителя и его пассажиров. В прошлом веке считалось, что мотоциклы для езды по бездорожью — узкоспециализированные.

Однако в 1972 году компания Honda выпустила модель XL-250, а спустя три года вышла Yamaha XT-500, что привело к тому, что эндуро появились и на обычных дорогах. У них был одноцилиндровый двигатель и малый вес. Для туризма они не подходили и были способны перемещаться по дорогам общего пользования, при этом с большим «закосом» под езду по бездорожью.

Важно понимать, что на тот момент рынок переживал «бум» из-за нашествия недорогих японских марок. BMW в итоге стояла особняком, однако дилеры пребывали в депрессии в связи с падением цен и прибыли. В 1975 году в компанию устраивается Карх Хайнц Герлингер, который получает задачу что-то сделать с мотоподразделением, либо полностью закрыть его. К счастью, Ганс Мут уже успел поделиться с ним идеей о создании нового эндуро.

Разработка

В 1969 году дизайнер Ганс Мут, работавший на компанию Ford, перешел в BMW, возглавив отдел дизайна интерьеров автомобильного подразделения. Но вскоре он перевелся, так как больше любил мотоциклы. Его первая работа — байк R90 S, который спас его подразделение от банкротства. Но сам Ганс не считал этот мотоцикл вершиной своей работы.

-2

Осенью 1978 года BMW провела ряд исследований, чтобы выяснить, какие мотоциклы предпочитает молодежь. Как впоследствии комментировал этот период сам Мут, молодые люди отвечали, что ждут от мотоцикла простоты, удобства и модульности. Вскоре после этого, выглядывая в окно на свой Range Rover, Ганс неожиданно задумывается о создании мотоцикла, который будет способен на длительные путешествия, сгодится для перемещений по городу, бездорожью и дорогам общего пользования. Все произошло без маркетингового запроса, случайно. Вместе с Харди Мюллером, Мут быстро набросал концепт.

И хотя оба думали, что руководство не примет их идею, расчет оказался неверным. Концерн уже вел разработку гоночного Эндуро на базе R60 с объемом до 800 куб.см. Laverda — итальянская компания, которая уже до этого получила задание на разработку пары прототипов, всего за 5 недель представила их. Получившиеся мотоциклы в итоге стали известны как GS 800.

-3

Параллельно с этим другой сотрудник — Ласло Перез, смог собрать собственный оппозитный эндуро и даже занял на нем второе место на чемпионате. Поэтому руководство компании знало, что в отделе тестирования начинают делать что-то похожее на новый эндуро, но это не попадало в сферу их интересов.

Согласно утверждению самого Мута, за появлением первого турэндуро стояла чистая случайность, а не холодный расчет или же кропотливое тестирование. Это идет вразрез с официальной историей о том, что компания запросила у отдела тестирования разработку нового мотоцикла, и те предоставили им необычный прототип.

Первые прототипы

Без финансирования команда принимает решение собирать первый прототип из запчастей серийных мотоциклов. Также планировалось использовать разработки Переза и Лаверды. Получившийся прототип назвали «Красный дьявол» или же Red Devil.

Ганс Мут покинул BMW, чтобы работать на Suzuki еще до завершения проекта.

1979 команда тестрайдеров использовала неофициальные прототипы во время участия в шестидневном триале в Зигерланде. Причем двое смогли выиграть золотые медали, чем и привлекли внимание.

Это и стало поводом для Герлингера дать зеленый свет «Красному дьяволу» и на его основе пошла разработка нового проекта. Инженер Рутгер Гудше стал лидером команды разработки. Сроки были сильно ужаты, поэтому прищлось использовать двигатель R80, но в доработанном варианте для уменьшения веса. Также от R65 была позаимствована двухконтурная стальная рама. Переднюю подвеску взяли у R100. А сзади был применен монолевер. Это конструкция, при который карданный редуктор и консольный маятник скомпонованы в один узел.

В отличие от оригинального «Красного дьявола», конструкторы BMW решили сместить фокус именно на дороги общего пользования.

Два предсерийных прототипа были готовы меньше чем за год. В январе 1980 года, им был устроен тестдрайв пресс-секретарем Калле Хуфстедом и журналистом Гансом Питером Личтом. Они отправились в Южную Америку, где проехали от Амазонки до Анд, без единой поломки. Уже осенью этого года новая модель оказалась готова к своему дебюту.

Выход на свет

1 сентября 1980 года новый мотоцикл представили журналистам. Немного позднее его показали уже широкой публике в Кёльне. Компания BMW представляет новый мотоцикл — R80G/S. Он не был похож ни на один существующий класс мотоциклов. Его аббревиатура расшифровывается как Gelände Straße (нем. земля, дорога).

-4

R80G/S позиционировался BMW как мотоцикл для удобного путешествия вдвоем с багажом не только по дорогам, но и по бездорожью. Пустыни, грунтовка, тайга — не являлись проблемой для этой модели.

Мнения публики разделились. Мало кто верил, что модель, смешавшая в себе черты эндуро и туристического мотоцикла окажется успешной в продажах. Большинство смутила сама идея, других удивило наличие консольного маятника у столь тяжелой конструкции. И всем казалось невероятным, что мотоцикл весом в 200 кг может покорять бездорожье.

Однако за счет монолевера удалось выиграть 2 кг веса конструкции. А также повысить жесткость на кручение, понизить стоимость производства, упростить обслуживание. Двигатель в итоге существенно облегчили и оснастили защитой, сцепление получилось легче на 40%. Трансмиссию сделали пятиступенчатой. Именно для этой модели было впервые разработано бесконтактное электронное зажигание. Это также позволило сэкономить вес. По сравнению с дорожной моделью R80/7, R80G/S был легче на 30 кг. Двигатель мощностью в 50 л. с. с 6500 оборотов позволял разгоняться до 168 км/ч. Уникальным стало наличие дискового тормоза. Бак сделали вместимостью на 19 литров, ход передней подвески был 200 мм, а задней — 170 мм. Резину разработали так, чтобы она выдерживала максимальную скорость в 180 км/ч.

Эти характеристики превосходили даже внедорожные аналоги, которые могли разгоняться до 140 км/ч, а их вес не превышал 150 кг.

Заключение

После выхода мотоцикла в продажу скептики исчезли. Уже к концу 1981 года было продано 6631 мотоциклов, что превысило план вдвое. Каждый пятый купленный мотоцикл BMW относился к серии GS.

И уже в 1981 году R80G/S побеждает в ралли «Дакар» с опережением ближайшего соперника на три часа. При этом седьмое место в зачете занял Бернард Неймер — французский полицейский, который пилотировал обычный R80G/S. Естественно, после этого внимание публики модель приковала к себе еще плотнее. Впоследствии была выпущена специальная версия «Дакар» и более мощная модель R100G/S.

-5

R80G/S появился в результате энтузиазма. В момент, когда BMW накрыло кризисом, людям пришлось «пробивать» свое творение наверх что и дало реальные плоды — помогло спасти отделение известного бренда от полного закрытия.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Авто
268,3 тыс интересуются