BMW R80G/S — первая в мире попытка скрестить эндуро с обычным туристическим байком. Но она смогла круто изменить мир. Для лучшего понимания стоит сразу прояснить разницу между этими типами мотоциклов.
Эндуро предназначен для езды по бездорожью. У него мощный и надежный двигатель, увеличенный ресурс. Туристические направлены на длительные путешествия и комфорт водителя и его пассажиров. В прошлом веке считалось, что мотоциклы для езды по бездорожью — узкоспециализированные.
Однако в 1972 году компания Honda выпустила модель XL-250, а спустя три года вышла Yamaha XT-500, что привело к тому, что эндуро появились и на обычных дорогах. У них был одноцилиндровый двигатель и малый вес. Для туризма они не подходили и были способны перемещаться по дорогам общего пользования, при этом с большим «закосом» под езду по бездорожью.
Важно понимать, что на тот момент рынок переживал «бум» из-за нашествия недорогих японских марок. BMW в итоге стояла особняком, однако дилеры пребывали в депрессии в связи с падением цен и прибыли. В 1975 году в компанию устраивается Карх Хайнц Герлингер, который получает задачу что-то сделать с мотоподразделением, либо полностью закрыть его. К счастью, Ганс Мут уже успел поделиться с ним идеей о создании нового эндуро.
Разработка
В 1969 году дизайнер Ганс Мут, работавший на компанию Ford, перешел в BMW, возглавив отдел дизайна интерьеров автомобильного подразделения. Но вскоре он перевелся, так как больше любил мотоциклы. Его первая работа — байк R90 S, который спас его подразделение от банкротства. Но сам Ганс не считал этот мотоцикл вершиной своей работы.
Осенью 1978 года BMW провела ряд исследований, чтобы выяснить, какие мотоциклы предпочитает молодежь. Как впоследствии комментировал этот период сам Мут, молодые люди отвечали, что ждут от мотоцикла простоты, удобства и модульности. Вскоре после этого, выглядывая в окно на свой Range Rover, Ганс неожиданно задумывается о создании мотоцикла, который будет способен на длительные путешествия, сгодится для перемещений по городу, бездорожью и дорогам общего пользования. Все произошло без маркетингового запроса, случайно. Вместе с Харди Мюллером, Мут быстро набросал концепт.
И хотя оба думали, что руководство не примет их идею, расчет оказался неверным. Концерн уже вел разработку гоночного Эндуро на базе R60 с объемом до 800 куб.см. Laverda — итальянская компания, которая уже до этого получила задание на разработку пары прототипов, всего за 5 недель представила их. Получившиеся мотоциклы в итоге стали известны как GS 800.
Параллельно с этим другой сотрудник — Ласло Перез, смог собрать собственный оппозитный эндуро и даже занял на нем второе место на чемпионате. Поэтому руководство компании знало, что в отделе тестирования начинают делать что-то похожее на новый эндуро, но это не попадало в сферу их интересов.
Согласно утверждению самого Мута, за появлением первого турэндуро стояла чистая случайность, а не холодный расчет или же кропотливое тестирование. Это идет вразрез с официальной историей о том, что компания запросила у отдела тестирования разработку нового мотоцикла, и те предоставили им необычный прототип.
Первые прототипы
Без финансирования команда принимает решение собирать первый прототип из запчастей серийных мотоциклов. Также планировалось использовать разработки Переза и Лаверды. Получившийся прототип назвали «Красный дьявол» или же Red Devil.
Ганс Мут покинул BMW, чтобы работать на Suzuki еще до завершения проекта.
1979 команда тестрайдеров использовала неофициальные прототипы во время участия в шестидневном триале в Зигерланде. Причем двое смогли выиграть золотые медали, чем и привлекли внимание.
Это и стало поводом для Герлингера дать зеленый свет «Красному дьяволу» и на его основе пошла разработка нового проекта. Инженер Рутгер Гудше стал лидером команды разработки. Сроки были сильно ужаты, поэтому прищлось использовать двигатель R80, но в доработанном варианте для уменьшения веса. Также от R65 была позаимствована двухконтурная стальная рама. Переднюю подвеску взяли у R100. А сзади был применен монолевер. Это конструкция, при который карданный редуктор и консольный маятник скомпонованы в один узел.
В отличие от оригинального «Красного дьявола», конструкторы BMW решили сместить фокус именно на дороги общего пользования.
Два предсерийных прототипа были готовы меньше чем за год. В январе 1980 года, им был устроен тестдрайв пресс-секретарем Калле Хуфстедом и журналистом Гансом Питером Личтом. Они отправились в Южную Америку, где проехали от Амазонки до Анд, без единой поломки. Уже осенью этого года новая модель оказалась готова к своему дебюту.
Выход на свет
1 сентября 1980 года новый мотоцикл представили журналистам. Немного позднее его показали уже широкой публике в Кёльне. Компания BMW представляет новый мотоцикл — R80G/S. Он не был похож ни на один существующий класс мотоциклов. Его аббревиатура расшифровывается как Gelände Straße (нем. земля, дорога).
R80G/S позиционировался BMW как мотоцикл для удобного путешествия вдвоем с багажом не только по дорогам, но и по бездорожью. Пустыни, грунтовка, тайга — не являлись проблемой для этой модели.
Мнения публики разделились. Мало кто верил, что модель, смешавшая в себе черты эндуро и туристического мотоцикла окажется успешной в продажах. Большинство смутила сама идея, других удивило наличие консольного маятника у столь тяжелой конструкции. И всем казалось невероятным, что мотоцикл весом в 200 кг может покорять бездорожье.
Однако за счет монолевера удалось выиграть 2 кг веса конструкции. А также повысить жесткость на кручение, понизить стоимость производства, упростить обслуживание. Двигатель в итоге существенно облегчили и оснастили защитой, сцепление получилось легче на 40%. Трансмиссию сделали пятиступенчатой. Именно для этой модели было впервые разработано бесконтактное электронное зажигание. Это также позволило сэкономить вес. По сравнению с дорожной моделью R80/7, R80G/S был легче на 30 кг. Двигатель мощностью в 50 л. с. с 6500 оборотов позволял разгоняться до 168 км/ч. Уникальным стало наличие дискового тормоза. Бак сделали вместимостью на 19 литров, ход передней подвески был 200 мм, а задней — 170 мм. Резину разработали так, чтобы она выдерживала максимальную скорость в 180 км/ч.
Эти характеристики превосходили даже внедорожные аналоги, которые могли разгоняться до 140 км/ч, а их вес не превышал 150 кг.
Заключение
После выхода мотоцикла в продажу скептики исчезли. Уже к концу 1981 года было продано 6631 мотоциклов, что превысило план вдвое. Каждый пятый купленный мотоцикл BMW относился к серии GS.
И уже в 1981 году R80G/S побеждает в ралли «Дакар» с опережением ближайшего соперника на три часа. При этом седьмое место в зачете занял Бернард Неймер — французский полицейский, который пилотировал обычный R80G/S. Естественно, после этого внимание публики модель приковала к себе еще плотнее. Впоследствии была выпущена специальная версия «Дакар» и более мощная модель R100G/S.
R80G/S появился в результате энтузиазма. В момент, когда BMW накрыло кризисом, людям пришлось «пробивать» свое творение наверх что и дало реальные плоды — помогло спасти отделение известного бренда от полного закрытия.