Ребёнок получает статус дошкольника начиная с 3 лет и гордо его носит до 7 лет. Важный период, сложно переоценить. И как всегда его сопровождают перемены, приобретения, трансформации.
В этой статье вкратце - просто и понятно расскажу немного о деятельности дошкольника и ее мотивах. На мой взгляд, это не только интересная, но и полезная информация для всех, включая родителей будущих школьников.
Дошкольник включается в разные виды игровой и продуктивной деятельности. Именно здесь он осваивает широкий спектр функций и отношений взрослых в разных ситуациях и с разных точек зрения. Данная многоплановость дает ребёнку представление о разнообразии жизни взрослых. По причине того, что далеко не все ситуации и отношения взрослых еще доступны ребенку, на помощь приходит «моделирование». И сразу можем выделить две важные особенности деятельности дошкольников: это направленность на мир взрослых плюс ее моделирующий характер. В сюжетно-ролевой игре дошкольник через роль моделирует взаимоотношения людей. Из конструктора создает объемные постройки. Рисунок представляет собой наглядную модель объекта или ситуации.
А.Н. Леонтьев подчеркивал, что именно в дошкольном детстве начинают зарождаться первые связи и отношения, которые служат фундаментом для развития личностного единства. Именно с 3х лет усложняется внутренняя организация поведения и деятельности. Набор отдельных мотивов, которые выступали движущей силой в раннем детстве, сменяется мотивами, которые подкрепляют друг друга или вступают в конфликт. Образуется иерархия мотивов. Теперь дошкольник может подчинять свои действия определенному мотиву. Сначала взрослый сопровождает тот процесс, когда происходит выполнение одного действия ради другого. Потом это начинает происходить по объективным причинам в самой деятельности ребенка. Он может ставить перед собой не самые привлекательные цели или отказываться от желанного, чтобы достичь чего-то важного или избежать нежелательного.
Основное новообразование ребенка в этом возрасте - превращение его поведения из полевого в волевое. Деятельность становится осмысленной и произвольной. Произвольность связана с появлением направленности дошкольника на собственные внешние или внутренние действия, на способ их организации, в результате возникает способность управлять собой.
В будущих своих статьях еще не раз вернусь к этому возрастному периоду и рассмотрю другие другие, не менее важные его аспекты.
Буду Рада проконсультировать родителей дошкольников и будущих школьников по имеющимся на сегодняшний день вопросам. Спасибо за внимание!
Автор: Козлова Анастасия Александровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru