В тот день в гараж Виктора для кузовного ремонта пригнали аж две машины сразу – довольно свежие VW Polo и Opel Insignia. «Кузовные работы быстро и качественно, дешевле, чем по рынку» – именно таким было объявление в интернете, которое разместил мастер и которое приманило клиентов. Но одним «ремонтом» дело не ограничилось.
Сгорели на работе
Первым в очереди на ремонт был VW Polo, в котором требовалось заменить правый порог. С учетом того, что рядом ютился Opel, места в гараже было маловато, но это мастера не смущало.
В дело пошла угловая шлифовальная машина и сварочный аппарат, но пришла супруга Виктора и сразу же отправила его обедать. Трапезу прервал звонок соседа, который сообщил о дыме и пламени из гаража. Огонь охватил помещение полностью.
Сотрудники МЧС пожар ликвидировали, после чего вниманию открылась печальная картина – и гараж, и автомобили были уничтожены без возможности восстановления.
Из протокола осмотра места происшествия (выдержки):
«… Установлено, что строение гаража одноэтажное кирпичное, расположено на территории частного домовладения. Помещение электрофицированное, сам гараж представляет собой две постройки, пристроенные одна к другой (помещение №1 и помещение №2).
В помещении №1 находится автомобиль VW Polo, который в результате пожара полностью уничтожен огнем. В помещении №2 находится автомобиль Opel Insignia, который имеет значительные повреждения в результате воздействия на него открытого пламени. Стены по всей поверхности помещений имеют следы закопченности и обугливания, кровля гаража отсутствует.
На смотровой яме, где расположен автомобиль VW Polo, в автомобиле на задних и водительском сиденьях имеются следы плавления обшивки, а на переднем пассажирском сиденье обшивка полностью уничтожена огнем; данное сиденье расположено в непосредственной близости от порога автомобиля, на котором производились сварочные работы (место с наибольшим повреждением автомобиля огнем). В помещении гаража находится компрессор поршневой, на полу – пожарный мусор в виде закопченных и обугленных досок, опилок, уничтоженного огнем оборудования и бытового мусора».
«Не очистил место проведения работ от горючих веществ»
По фразам из протокола можно сделать вывод, что правилами пожарной безопасности Виктор явно пренебрег. Учитывая причиненный имуществу ущерб, действия мастера были квалифицированы по ч.2 ст. 304 УК «Нарушение требований пожарной безопасности», в результате чего по неосторожности возник пожар, повлекший ущерб чужому имуществу в крупном размере. По этой статье был риск попасть за решетку на срок до трех лет.
Из материалов уголовного дела:
«… действуя небрежно, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, при выполнении огневых работ, связанных с ремонтом автомобиля марки VW Polo, не очистил место проведения работ, тем самым допустил попадание искр, образовавшихся в результате выполнения огневых работ с использованием угловой шлифовальной машины и сварочного аппарата, на горючие вещества и материалы, находившиеся в указанном автомобиле».
Из судебной пожарно-технической экспертизы:
«Наиболее вероятной непосредственной технической причиной пожара в гараже на территории домовладения является тепловое воздействие источников зажигания, образующихся при электродуговой сварке и работах, связанных с обработкой металла угловой шлифовальной машиной. Место проведения огневых работ не было очищено от горючих веществ и материалов на расстояние не менее разлета искр. При высоте точки сварки (резки) над уровнем пола (земли) 0 м расстояние разлета искр при сварке составляет 4 м, при резке – 6 м; при высоте точки сварки (резки) над уровнем пола (земли) 2 м расстояние разлета искр при сварке составляет 6 м, при резке – 8 м»
Владельцам машин остается ждать и верить?
Отпираться от неизбежного было глупо, и Виктор полностью признал вину в нарушении правил пожарной безопасности, что стало следствием причинения ущерба автовладельцам.
Из решения суда
«Признать виновным в нарушении требований пожарной безопасности, повлекшем по неосторожности возникновение пожара, причинившего ущерб чужому имуществу в крупном размере, и по ч.2 ст. 304 УК Республики Беларусь назначить наказание в виде исправительных работ сроком 1 год с удержанием в доход государства 10 процентов заработка, но не менее одной базовой величины ежемесячно, без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».
А еще Виктор обязан возместить вред за уничтоженное чужое имущество. Однако официально он не работает, есть риск того, что будут владельцы машин бегать за ним со своими исполнительными листами о взыскании ущерба очень долго.
Если бы такое произошло на легальной СТО, то вред автовладельцам должна была бы возместить организация, которой принадлежит станция. В этом случае возмещение вреда выглядит более реалистичным, нежели с человека, у которого за душой ничего, кроме сгоревшего гаража.
Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.
Контакты для связи: