Вступление
Мы хотим радоваться стабильности отношений. Но часто приходится огорчаться, когда в отношениях повторяется один и тот же болезненный эпизод. Либо серия неразрешимых конфликтов.
Психоаналитикам известно, что проблемы наших отношений уходят корнями в детство.
С первого дня жизни появляется одна или две важные фигуры - мать и отец. Согласно Дж.Боулби важнейшая задача значимых взрослых обеспечить для их ребёнка «эмоциональную безопасность».
Мир, в котором воспитывается ребёнок, а также межпоколенная связь и модель отношений будут сопровождать его на протяжении долгих лет.
Успех развития здоровой личности зависит хотя бы от одного чуткого взрослого. Который обеспечит защиту и заботу. И поможет развить базовое доверие к себе и значимым другим. Формируется так называемый надежный тип привязанности.
Как формируется ненадежная привязанность и как она влияет во взрослой жизни на межличностные отношения я и попробую описать на примере Патрика Мелроуза.
Первое знакомство с Патриком
Ему примерно 23 года. С момента травмирующего события прошло примерно 14 лет. Патрик заглушает боль, употребляя сильные наркотики. Телефонный звонок, будто из прошлого - новость о смерти отца. После появляются симптомы, характерные для ПТСР.
На вопрос «как он умер?» у Патрика ироничный ответ: «забыл спросить - был без ума от счастья, т.е. вне себя от горя». Это отлично показывает амбивалентность его эмоций. Патрик испытывает радость от этой вести. И даже хочет отпраздновать. В то же время он злится.
Возможно смерть отца самое время для перемен, но пока главный герой находится в позиции жертвы. А на возмущение подруги: «может перестанешь вести себя, как он» - «вряд ли, скорее придётся стараться за двоих». И мы понимаем, что отец снова вернулся в сознание Патрика. Он пытается снова избежать воспоминания о травме и продолжает употреблять наркотики и алкоголь, спать с разными женщинами.
Мы видим и ощущаем расщепление Патрика. Его терзают мысли бросить и о том, как ему тяжело без героина. Он стильно одевается, снабжён деньгами и в то же время употребляет тяжелые наркотики. Приход от героина, словно недостающие объятья матери, возвращают к детским воспоминаниям.
Он решает полететь за прахом отца, описывая это как самое важное событие в жизни. В аэропорту мы видим, что у Патрика есть поддержка в виде его друга Джонни. Но чтобы воспринять друга, как опору, сперва Патрику нужно разобраться с внутренним голосом. Это сложнее сделать во время ломки.
«Как не думать принять дозу - всё равно, что не хотеть встать с инвалидного кресла, когда дом горит» - эта мысль показывает нам сложность выбора Патрика. Когда эмоции овладевают Патриком, он идёт по знакомому пути избегания. Хотя и успокаивает себя, что это в последний или один из последних раз.
Сцена в морге демонстрирует присутствие отца в мыслях Патрика. И неготовность к принятию его смерти. Хотя одна фраза, иронично сказанная Энн: «я с трудом нашёл тело отца, но отыскать в себе его проще простого» - осознание Патриком глубинной памяти после проявленной агрессии в отношении других людей.
Очередной флешбэк из детства: подруга семьи, Энн, видя как дрожит маленький Патрик, предлагает ему рассказать матери. И видно, что ему нужна поддержка и защита. Нужна была в детстве, и сейчас когда травма снова вернулась в сознание взрослого Патрика. Воспоминание из детства иллюстрирует возможный защитный фактор. Энн говорит взрослому Патрику: «я должна была сделать больше» - понимая, что была значимым лицом для ребёнка в трудной ситуации. Он благодарит Энн за её доброту, но хочет заглушить нахлынувшие чувства и сбегает.
Изрядно выпив алкоголя, Патрик ищет подмогу, опору и любовь в героине.
В диалоге с дилером Патрик признаётся, что если бы его отец не жил совсем - он готов пожертвовать своей жизнью. На мой взгляд - это яркое проявление дезорганизующего типа привязанности к отцу.
Мы наблюдаем галлюцинации и флешбэки у Патрика. Голосом отца он рассказывает о своем главном страхе: «если ты расскажешь матери или ещё кому-то, что сегодня было - я тебя на клочки разорву». Маленькая жертва находится в полной власти агрессора. Отец оставляет в сознании Патрика предписание «не будь значимым».
Неоднократно показанная сцена с колодцем на мой взгляд показывает состояние Патрика. Позицию жертвы - он не адаптировался, не видит будущего, утратил надежду.
Телефонный звонок утром от его подруги Деби показывает рабочую модель отношений Патрика. Он не принимает заботу от людей, которым не безразличен. Нехотя соглашается на встречу с Мэри Энн. Обжигает свои руки и делает вывод, что отец проявляется даже в его теле. На встрече с друзьями отца Патрик ещё раз демонстрирует глубинную память. Вспоминает несколько посланий отца, характеризующих жестокость. Эмоционально неустойчивый Патрик срывается, триггер - мелодия из детства.
«Жестокость - противоположность любви, а не её неловкое проявление» - а эта фраза, на мой взгляд представляет семантическую память.
«Старания и амбиции - это пошло» - Патрик всё ещё в позиции жертвы. Он говорит с прахом отца в присутствии Мэри Энн о желании мести. «Что так нельзя ни с кем». Патрик ищет спасение в обществе Мэри Энн, получив отказ, обостряет эмоциональное состояние. Неукротимый стыд и насилие, сопровождаемые галлюцинациями. Патрик хочет разбить урну с прахом, выбросить ее из окна, будто избавиться от отца в себе.
Мысли «хочу умереть» и «а вдруг меня никто не найдёт» на мой взгляд описывают паттерн дезорганизованного типа привязанности.
«Жизнь не просто мешок с говном, а ещё и дырявый» - Патрик принял травму, признал трагические события.
НеважноВо 2-ой серии мы наблюдаем тот самый день, когда травмирующее событие произошло. Семья Патрика: отец, Дэвид Мелроуз - английский аристократ по происхождению, тиран и социопат по убеждению. Бывший военный, образованный и мрачный. Чтил традицию воспитывать детей, как в высших слоях британского общества в начале 20-го века. Доброта и внимание, по мнению отца, портят ребёнка. Мать, Элеонор Мелроуз - американская богачка, инфантильная и запуганная. Оба родителя с самого утра запивают алкоголем таблетки.
Патрику примерно 8 лет, он прыгает на крышке колодца, на мой взгляд показывая стремление к опасности. Патрик просит мать поиграть с ним, но она нечувствительна к потребностям ребёнка. Отвергает, подчиняясь желанию мужа. Патрик ищет поддержку и заботу именно матери, но она игнорирует конфликт.
Наказующий отец делает больно Патрику, под видом жизненного урока. И оставляет предписание «не будь ребёнком». Предаёт базовое доверие между ребёнком и родителем, акт полной извращенности он преподносит как предписание «не чувствуй».
Мать не чувствует истинных переживаний сына. Будто защищая, Патрик не открывает ей страшную тайну. Вывод Элеонор: «ты вырос хорошим, главное никогда не вмешиваться». Возникает тревожно-устойчивый тип привязанности по М.Эйнсворт.
Рабочая модель - эмоциональная близость не достигнута, потребность не реализована, принятие на условиях. Патрик набирается смелости и нарочно падает с лестницы. Хочет показать матери таким образом, что он в опасности и говорит: «я хочу уйти». Это можно исправить, но отвлекает телефон и она снова игнорирует потребности сына - сохранение тревожно-устойчивого типа привязанности.
Патрику грустно, одиноко и страшно. Он уже не верит, что кто-то сможет ему помочь. Отец произносит сыну перед сном: «если ты расскажешь матери или ещё кому-то, что сегодня было - я тебя на клочки разорву». У Патрик закрепляется паттерн отрешения от себя и своих эмоций.
Немного надеждыВ 3-й серии Патрику примерно 30 лет, он выжил со своей травмой. Жить без героина помогает «Прозак». «Я отказался от всего и взамен не получил ничего» - выживший после травмы, пока не нашёл способа ее преодолеть. Триггерами служат ложка, рассыпанный сахар, отвержение родителем ребёнка, сломанный бокал. На вечеринке Патрик вспоминает незлые слова отца: «если есть талант - применяй или всю жизнь будешь несчастен». И кажется начинает осознавать, что хочет жить полной жизнью. Решается открыть тайну своему другу Джонни - опоре Патрика. «Кафкианское очарование» - мир раскололся на двое. Патрик понял, что должен сказать об этом вслух. Джонни предлагает Патрику заменить в его жизни страдание, злость, сарказм, сентименты и ненависть к себе на что-то другое.
Материнское молокоВ начале 4-й серии маленький Патрик залезает в кровать к спящей матери утром после травмирующего события. Мать всё же более успешна в обеспечении эмоциональной безопасности, хотя бы на короткое время.
43-летний Патрика обзавёлся семьей и двумя сыновьями. Работает и не пьёт. Пока не приезжает на время отпуска навестить больную мать. Которая лишив наследства, по мнению Патрика бездушно предаёт. Это возобновляет паттерн привязанности. Патрик сильно ненавидит мать. В попытке облегчить приступ ярости, пьёт алкоголь. Не желая своим детям похожего сценария на уровне семантической памяти, Патрик на уровне глубинной памяти, неосознанно передаёт паттерн своему старшему сыну. Когда «накрывает», он не чувствует жизнь и в эти моменты несчастлив.
Патрик, живущий полной жизнью, попал в травму. Жена подсказывает выход из трудной ситуации - рассказать о травме матери и смириться. И хотя рядом есть поддержка от жены и сына, он всё же пьёт, желая притупить эмоции. Патрик снова проваливается в позицию жертвы. Он срывается на родственников, и сын замечает как отец разрушает себя и всё вокруг.
Патрик вынужденно уходит из семьи.
Наконец-то В заключительная серии Патрик рассказывает матери, что отец его насиловал. Мать отвечает: «меня тоже». На мой взгляд, это показывает что мать и сын находились в одинаково беспомощной позиции жертвы. Мать смиряется под ударами судьбы, не сопротивляется. И не может защитить сына.
С одной стороны Патрик разрушает себя и не видит будущего. Дойдя до состояния белой горячки, попадает в рехаб. С другой, и это заметно на поминках матери, он более устойчив, справляется со стрессом и триггерами. Он чувствует нежность, когда думает как родители были несчастливы. По моему это и был прорыв Патрика, после которого он меняет жизнь в лучшую сторону.
Цитата Патрика, которая лучше всего описывает прорыв: «иногда те, кто больше всего заслуживает ненависти - больше всего нуждается в нашем сострадании»
Автор: Артём Пшебыльский
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru