Найти тему
История России

24 февраля 1814 года. Русская артиллерия устроила засаду французам. Перегруппировка войск. У селения Этувель вновь сходятся две армии.

В предыдущей статье, дорогие товарищи, мы с вами рассмотрели события ночи с 23 на 24 февраля 1814 года, когда русская спецгруппа взяла «языка», — важную птицу из штаба корпуса. «Язык» поведал много интересного об армии Наполеона, её состоянии, численности, движении и задачах. Мало того, спустя два дня пленник официально поступил на службу в армию Блюхера.

А мы с вами продолжаем внимательно следить за развитием событий.

*

Случайное изображение. Источник Яндекс.Картинки.
Случайное изображение. Источник Яндекс.Картинки.

*

Итак, на дворе у нас уже утро 24 февраля 1814 года. Как же быстро идёт время.
Ещё затемно
Воронцов поднял свою армию и повёл дальше, по дороге к городку Лан, где, как мы с вами уже знаем, командующий армией фельдмаршал Блюхер концентрирует все свои войска, около 100 000 человек.
Генерал
Сакен также ведёт свой корпус к Лану, но другой дорогой.

Нужно заметить, что дороги к Лану, мягко говоря, не очень хорошие, а прямо говоря плохие, как и везде во Франции. У Парижа, у других крупных городов, дороги хорошие, даже мощённые камнем, но в провинциях Франции дороги — это какой-то ужас.

Итак, по дурным французским дорогам колонна Воронцова двигается очень медленно. Однако Воронцову повезло. Французы оставались без движения до 10 часов утра, что позволило Воронцову за это время проделать солидный путь.
По-прежнему, в арьергарде движется бригада генерала
Бенкендорфа, что обеспечивает прикрытие Воронцову.

К 10 часам утра 24 февраля 1814 года арьергард Бенкендорфа расположился в нескольких верстах от городка Шавиньон. Место для стоянки Бенкендорф выбрал удачно, кругом болото и ручьи. Выдвинул на позиции 11-ю конную батарею. Расположил её скрытно в кустах, сразу за мостом через небольшую речушку.

К 11 часам впереди замаячили серые тени. Показалась неприятельская колонна. Это французский авангард генерала Шерпантье.

Спокойно. Без суеты. Подпустим незваных «гостей» поближе, тогда и встретим.
Командир батареи выждал некоторое время, подпустил французов и приказал открыть огонь из всех орудий. Картечь понеслась выкашивать ряды неприятеля.
Столь внезапная атака произвела впечатление на французов. Они в спешке отступили, скрывшись за поворотом дороги.

Командир русской батареи ждёт повторной атаки, но французы не появляются. Вероятно, у французов здесь нет кавалерии, а пехотой идти в лоб прямо на картечь, без возможности обхода с флангов, бессмысленно.

Французы здесь больше не появились. Оказывается, вскоре они нашли другую дорогу и пошли в обход, стараясь обойти русскую батарею.

*

Тем временем командование над русским арьергардом принимает генерал-адъютант Чернышёв Александр Иванович.
Чернышёв сразу делает некоторую перегруппировку. Егерская бригада Красовского и 11-я конная рота должны занять теснину у деревушки Этувель, что расположена в 7 километрах юго-западнее Лана. А генералу Бенкендорфу поручено отвести кавалерию к Лану и расположить её на правом крыле главной позиции армии.

Долго ли, коротко ли, прямо как в русской сказке, к Этувелю начинают просачиваться первые колонны неприятеля. Вскоре французы подтягивают сюда уже значительные силы своей кавалерии и конную артиллерию.

Французы разворачивают свои батареи по обоим флангам русских позиций у Этувеля и открывают сильную канонаду. Остальные французские войска продолжают подтягиваться.

Стоит заметить, что движение французов по дорогам не столь безопасно. Всюду в собственном тылу их подстерегает опасность в виде набегов вездесущих казаков. Поэтому часть своих сил французы вынуждены выделять для защиты тыловых коммуникаций. И даже так казаки постоянно громят вражеские обозы и тыловые склады снабжения.

*

24 февраля 1814 года последние русские части оставили город Суассон, что на берегу реки Эна. Любопытен факт, что русские, как взяли Суассон без боя, так и оставили его без боя. Судьба городов, как и судьба людей на войне, разная. Иной город в руинах, а в другом не прозвучало ни единого выстрела. Чудно́.
Как и следовало ожидать, как только русские покинули город
Суассон, французы сразу же заняли его.

Итак, у селения Этувель в 7 километрах от городка Лан, встретились две неприятельские армии: русский арьергард под командованием Чернышёва и французский авангард под командованием Шерпантье. Стоит заметить, что французский авангард значительно мощнее, и Чернышёв это знает. Тем не менее Чернышёв не отводит вверенные ему войска, оставляет их на позициях и ждёт удара французов.

Уже вечереет, но французы не атакуют. Что же они задумали? Отложат атаку до утра следующего дня или попытаются вдарить ночью. Стемнело. Неизвестность настораживает, нервы у всех на пределе. Уснуть в такой обстановке очень трудно. Проваливаешься в сон как в какой-то потусторонний астрал, тут же просыпаешься и так постоянно. Русские ждут атаки. Мы знаем, что французы не брезгают атаковать ночью, в полной темноте.
Обе армии готовы к бою. Что-то будет...
В следующих статьях мы с вами, дорогие мои товарищи, всё узнаем, а на сегодня заканчиваем...

>А вот и следующая статья<, дорогие товарищи.