В первую очередь стоит отметить различие между интеллектуальной собственностью и собственностью в привычном нам смысле. Например, покупая книгу, мы приобретаем на нее право собственности, как на материальный объект, но интеллектуальные права остаются за автором. Таким образом, мы понимаем, что интеллектуальная собственность – это что-то нематериальное, ее нельзя увидеть или потрогать.
Переходя на более научный язык, интеллектуальная собственность – это права человека (либо компании) на результат творческой деятельности (авторское право, патенты) или на средство индивидуализации (товарный знак/знак обслуживания, фирменное наименование, коммерческое обозначение, наименование места происхождения товара).
Интеллектуальная собственность делится на несколько видов:
Авторское право. Им охраняются музыкальные произведения, книги, фильмы, фотографии, живопись, архитектура. В общем все то, что является произведением науки, литературы и искусства.
Права, смежные с авторскими. Это права исполнителей, изготовителей фонограмм, публикаторов, изготовителей баз данных и вещательных организаций. Почему это не авторские права? Потому что смежные права, в отличие от авторских, возникают после переработки исходного произведения. Например, на пьесу (книгу) «Отелло» у автора возникли авторские права с момента ее написания. При исполнении данной пьесы артистом в театре, он создает производное произведение – исполнение. Исполнение также подлежит защите, как и пьеса, но, поскольку это производное произведение, артист приобретает смежное право, а не авторское.
Патентное право. Патент – это охранный документ, который выдается на новые и оригинальные изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Создание таких объектов это всегда научный прорыв, инновация. В некоторой степени патент защищает идею, которую нельзя защитить авторским правом.
Средства индивидуализации. Это история про то, как отличаться среди конкурентов: зарегистрировать запоминающийся товарный знак (знак обслуживания), подобрать уникальное фирменное наименование и коммерческое обозначение. Средство индивидуализации, кроме его правообладателя, никто не вправе использовать без разрешения даже в доменном имени.
Секрет производства (ноу-хау). Таким способом охраняются сведения в научно-технической сфере. Например, если организация по дополнительному образованию для юристов хочет сохранить учебную программу в тайне, такая программа должна быть оформлена как коммерческая тайна. Впоследствии данная информация может выступать в качестве объекта продаж, что принесет дополнительную прибыль. Важно – правильное оформление ноу-хау и качественная защита от конкурентов в случае несанкционированного распространения такой информации.
В каждом случае необходимо найти более подходящий способ охраны, который будет соответствовать поставленным целям. Пока ваши идеи и разработки не украли, подумайте об их эффективной защите!