Найти тему
Катехизис и Катарсис

Самый знаковый фильм Одри Хепбёрн

В этот знаменательный день, посвящённый дню рождения величайшей актрисы, что когда-либо порождал Голливуд и, не побоюсь этих слов, весь мировой кинематограф, а именно несравненной Одри Хепбёрн я решил рассказать вам о самом знаковом (во всяком случае, для меня) и в некотором роде даже спорном фильме с её участием.

С одной стороны, передо мной стоял трудный выбор, о каком фильме вам поведать, но, поразмышляв, я осознал, что по большому счëту никакого выбора нет и всё предельно очевидно. Давным-давно, когда я был м̶о̶л̶о̶д̶о̶й̶ и̶ к̶р̶а̶с̶и̶в̶ы̶й̶ совсем юный (лет эдак 9-10 от роду) как-то летом я гостил у бабушки. В те годы большим кино я особливо не интересовался, за исключением некоторых комедий, предпочитая ему мультики. Но в тот день их не было, а по первому каналу шло фоном какое-то кино. Я тогда не обращал на него внимания, тем паче что у меня была куча других дел. Но, периодически забегая в дом, нет-нет да поглядывал. И вот в один из таких моментов началась сцена, которая поразила моё детское воображение и запечатлелась в памяти на всю оставшуюся жизнь. В самом разгаре вечеринки некий молодой человек спросил у девушки, сколько времени, а та предложила ему самому посмотреть на часах. Казалось бы, ничего особенного, но дело в том, что часы висели у девушки на лодыжке. Я, забыв обо всех делах, наблюдал за этой сценой, словно заворожëнный. К сожалению, как всегда, вовремя, началась реклама, которая вывела меня из оцепенения и я вновь убежал.

Поскольку я тогда такими фильмами не интересовался, мне и в голову не пришло посмотреть название фильма хотя бы в газете. Интернетов тогда тоже не было, и постепенно живая картинка, так поразившая меня, стала блекнуть, превращаясь в размытые очертания.

Несколько лет спустя, по совету своей знакомой я посмотрел фильм "Завтрак у Тиффани". Такое название я слышал, но даже и не помышлял о том, чтобы посмотреть его, потому как считал дурацкой мелодрамой про какую-то Тиффани... Никогда я так не ошибался. Разговор зашёл об Одри, и, после того как выяснилось, что я не знаю о ней ровным счётом ничего, мне порекомендовали посмотреть именно этот фильм, который должен был обязательно мне понравиться. Что же, решил я, раз так, почему бы и нет?

Знакомая оказалась совершенно права. Буквально с первых кадров я застыл, словно поражённый молнией. Когда я увидел Одри, моë сердце чуть не выпрыгнуло из груди и весь фильм я посидел, еле дыша. И вновь та сцена, расплывчатые детские воспоминания ожили, заиграли всеми красками и прочно укоренились в моей душе. Тогда я понял, это оно.

Как выяснилось, Тиффани это не имя главной героини, а название крупнейшей сети ювелирных изделий. Да и завтрак скорее метафорический, нежели реальный приём пищи. Сам фильм был снят в 1961 году Блейком Эдвардсом по одноимённой повести Трумена Капоте. В ней рассказывается о девятнадцатилетней "девушке лёгкого поведения" Холли Голайтли, отчаянно пытающейся найти своё счастье. Но Холли вовсе не куртизанка, как вы могли подумать, а скорее обычная девушка, вступающая во взрослую жизнь и грезящая мечтами о "гламурных" дивах, пытаясь хоть на шаг к ним приблизиться. В этом и заключается смысл названия и открывающая сцена, которая покорила миллионы зрителей и лично меня - как раз напротив этого магазина. Кстати, само слово "гламур" как и предполагавшийся ему образ жизни в то время только входили в моду, и во многом благодаря "Завтраку у Тиффани" обрели популярность в массовом сознании.

Изначально, когда Капоте предложили экранизировать его повесть, и он продал права на её экранизацию, он хотел, чтобы Холли сыграла Мерилин Монро. При его заверениям, она идеально подходит под описанную им девушку, и никого другого в этой роли он не видит, потому сценартй нужно писать исключительно под неё. Но судьба распорядилась иначе. Учитель Монро Ли Страсберг заявил, что этот образ совершенно не подобает Мерилин и может полностью испортить её реноме. Монро, прислушавшись к словам своего учителя, котрого она безмерно уважала, от роли отказалось. После того, как Ким Новак и Ширли Маклейн по разным причинам также отказались играть Холли, на роль была утверждена Одри Хепбёрн. И несмотря на колоссальный успех фильма, Капоте был категорически не согласен с этим выбором. Он до конца дней презирал Одри в этом образе, образе, который до сих пор пытается повторить бесчисленное множество девушек, и утверждал, что "Голливуд его обманул во всех отношениях". Какая ирония!

Правда, стоит сказать, что в своём мнении он оказался если не в одиночестве, то по крайней мере в абсолютном меньшестве, поскольку фильм был хорошо, если не сказать великолепно принят как зрителями, так и критиками, и с лихвой окупился в прокате. При бюджете в 2,5 млн долларов он собрал 14. И даже оскар не обошёл ленту стороной - из пяти номинаций она выиграла две... нет, не за лучшую женскую роль (хотя будем честны, Одри исполнила её выше всяких похвал), а за лучшую музыку и лучшую песню. О да, песня Moon river воистину является не только лучшей песней 1962 года, но и вообще лучшим саундтреком всех времён и народов. Одри исполнила её сама, и, хотя вокал у неё конечно не идеальный (но весьма приятный) она так проникновенно спела и вложила всю душу, что при прослушивании по телу пробегает дрожь и хочется слушать её снова и снова. Moon river, wider than a mile... Иронично, но мы могли лишиться этой чудесной композиции. Эдвардс собирался вырезать сцену с ней из фильма, но наткнулся на решительный протест Одри. Она заявила, что позволит это сделать только через свой труп (очевидцы поговаривают, что Одри использовала чуть более крепкие выражения). Режиссёру пришлось уступить, благодаря чему мы имеем возможность наслаждаться Лунной рекой по сей день.

Впоследствии, Хепбёрн признавалась, что это была чуть ли не самая трудная роль за всю её карьеру. Взбалмошная Холли по своему характеру была совершенной противоположностью кроткой Одри. Возможно, именно поэтому Капоте был против неё. Но, несмотря на трудности, Одри проявила истинную гениальность своего актёрского таланта, полностью раскрыв доставшегося ей персонажа. Ей настолько веришь, прямо по Станиславскому, что решительно невозможно вообразить, как экстравагантная хулиганка на самом деле является скромной интроверткой. Одри настолько вжилась в роль, что у большинства людей при её упоминании возникает именно образ Холли Голайтли - ставшее притчей во языцех маленькое чёрное платье, созданное специально для Одри её близким другом Юбером Живанши, шикарная причëска и длинный мундштук.

И снова ирония - этот образ, ставший иконой стиля для миллионов девушек, не был образом ни Одри, ни еë героини Холли Голайтли. Для Холли это была скорее мечта, идеал, которому она изо всех сил старалась подражать, но который всё время от неë ускользал. Да, я наконец подошёл к сюжету. Он прост и незамысловат, это довольно лёгкая комедия. Вот и встретились два одиночества - прожигательница жизни и писатель-альфонс, которые по ходу пьесы влюбляются друг в друга, хотя на всëм протяжении фильма усиленно пытаются найти себе одна папика, второй мамика. Если кто-то (помимо Капоте) и пытается говорить про фильм "Завтрак у Тиффани" в не очень положительном ключе, то единственной слабой стороной называют сюжет. Ну, во-первых, сюжет вовсе не проходной, ни для 60-х, золотого века Голливуда, ни даже сейчас, когда фильм стал бессмертной классикой. А во-вторых - Господи, да кому вообще нужен сюжет, когда есть возможность два часа лицезреть прекрасную Одри? Ну а в третьих, там есть кот. По кличке Кот. Милый котик, который является третьим главным героем картины и играет важную роль в развязке финала.

"Завтрак у Тиффани" стал важной вехой в истории мирового кинематографа в общем и американского в частности. Ставший классикой золотого фонда кино, он регулярно входит в публикуемые списки лучших фильмов. Если вы по какой-то причине его не смотрели, я настоятельно рекомендую сделать это в ближайшее время. А пока насладитесь шикарной Moon river.

Статья Эддарда Старка